В современном сознании быть лидером – это что-то безусловно положительное и желанное. Родители хотят, что бы их дети были лидерами – смелыми, инициативными, заводилами, окруженными толпой детей. Нам льстит, когда наши дети командуют другими людьми, «строят их в шеренги» и «говорят куда идти». Нам кажется, что этот навык не только поможет в детстве, в общении со сверстниками, но и во взрослой жизни даст зеленый свет к материальному благополучию и духовной самореализации.
Поэтому многие родители задаются вопросом – как помочь моему ребенку быть лидером?
Да просто жалко смотреть,
другие такие напористые, строптивые,
а мой ведёт себя не так
Для родителя детское лидерство – это чаще всего умение отстаивать свои границы и иметь популярностью в коллективе. Последнее наиболее сложное: видеть, как другие дети «почему-то» не хотят играть с вашим ребенком, очень болезненный опыт для родителя. Страх социальной изоляции подталкивает нас к другой крайности – к принуждению к лидерству и острому желанию сделать ребенка более общительным и смелым.
Умение отстаивать свои границы связано с ощущением справедливости у родителя. Хотя если подумать, казалось бы какая разница, что ребенок послушно идет «на поводу» и поддается чужому влиянию, что не защищает «свое»? Скорей всего все дело в чувстве контроля, а не справедливости – видя, как кто-то другой может влиять на ребенка, родитель чувствует страх потери контроля и вполне естественное желание эту «протечку» ликвидировать.
Встречается вроде как еще одна причина – успешный родительский опыт в лидерстве. Такие родители видят в навыках лидерства хороший старт, отождествляя себя со своими детьми, они проявляют невероятную настойчивость в создании своей «уменьшенной копии» и «надежды и опоры» (надо ли напоминать, что это одна из базовых родительских установок видеть в детях свое продолжение, свое бессмертие, и поэтому хотеть «счастливого будущего» для них!).
Ну а хотят ли наши дети быть лидерами? Ведь лидерство – достаточно трудная деятельность, а в детской среде это вдвойне сложней, так как и в любом герметичном коллективе, социальные иерархии жесткие, а ролевой гибкости нет. Поэтому ставка лидера зачастую это «либо по моему, либо никак». Часто такие лидеры, попадая в новый коллектив, оказываются в изоляции, и им трудно проявлять гибкость, уступать, соглашаться и играть в чужую игру.
Две наиболее частые причины, толкающие детей к лидерству:
– оценки: когда родители сравнивают своего ребенка с другими, тем самым говоря ему об обусловленности своей любви к нему. В такой ситуации быть первым – значит быть любимым и быть в безопасности
– угрозы: когда родители жестко борются за свои интересы, используя наказания и другие преимущества своего положения. Слушать других, уступать, учитывать их мнение и интересы – значит опять оказаться тем, кого подавили и не услышали
Часто лидерство захватывают более зрелые и развитые дети – они чувствуют себя более уверенно в силу большего опыта с одной стороны, а с другой стороны потому, что более младшие дети приучены подчиняться старшим. Приучены, как мы пониманием, самими родителями (использующее универсальную формулу жизненного успеха «учись хорошо, слушай родителей»).
Получается, что лидерство у детей это не такое уж и позитивное явление, имеющее в своих причинах страхи родителей и в своем следствии изоляцию детей?
Все дело в том, что лидерство бывает разное. Физиологическое лидерство, как неосознанный рефлекс и ситуативное лидерство как сознательная деятельность. Именно про физиологическое лидерство говорят, что это врожденное свойство характера (что как обычно означает следствие детского травмирующего опыта) и с этим сделать ничего нельзя. Ситуативное лидерству как и прочей деятельности можно научиться и в ней можно совершенствоваться и достигать мастерства.
Что же может сделать родитель в области передачи компетенций лидерства? Смотря какого лидерства – если физиологического, то оценивайте, стыдите за то, что не первый, угрожайте, никогда не слушайте и не идите на компромиссы. Если же ситуационное лидерство кажется вам полезным навыком, то можно делать следующее:
– говорите с ребенком о прошедшем дне, вместе описывайте ту или иную ситуацию, называйте роли участников, расшифровывайте их интересы и ресурсы. Обсуждайте идеальное решение, какие решения ситуации могли бы быть (и тут уж не нужно стесняться: чем необычней будут варианты, тем более вероятно, что будет найдено удачное решение), а также какое решение ситуации было в реальности и почему. Говорите, как обычно вы поступаете в похожих ситуациях и расскажите о ваших трудностях. Такая четкая картина вариантов позволит быстро ориентироваться в похожих и новых ситуациях
– играйте в планирование – выдумывайте самые фантастические цели и просчитывайте маршрут к ним. Формализуйте и конкретизируйте цели, определяйте параметры успеха и необходимые ресурсы. А еще составляйте иногда «список 100 моих желаний» и спрашивайте «чего хочется сейчас». Все это сохраняет и развивает умение слышать свои желания и знать, как их осуществить
– тренируйте умение терпеть, т.е. создавайте ситуации отложенного и условного вознаграждения. Не удовлетворяйте запрос мгновенно, используйте например правило «$1/день» – на каждый «доллар» цены запроса нужно подождать день. Сила воли, про которую часто упоминают в разговорах о лидерстве, в очень большой степени базируется на умении терпеть лидера – ведь когда все остальные уже сдадутся, он должен продолжать удерживать цель.
– празднуйте успех и создавайте имидж успеха. Как и в любом PRе, тут важно соблюдать меру и выбирать аудиторию – ведь нам нужна невербальная реакция окружающих, которая будет поддерживать ребенка, а не очередные «молодец!» и «здорово!» Истории успеха должны содержать факты: трудности, и как он были преодолены; результат, и его важность; роль ребенка. Создавать легенду не просто – но оно того стоит. Как минимум, не выносите почем зря сор из избы, пользы от этого для окружающих ноль. Празднование успеха – это то, что должно закреплять позитивное восприятие ребенком себя. В этом смысле такие праздники гораздо важнее, чем день рождения.
Лидер – это тот, кто чувствует что он лидер, и о ком окружающие знают, что он лидер.
И последнее – фундаментом ситуативного лидерства являются роли и ролевая гибкость в открытых группах. Лидер всего лишь одна из ролей, которую можно играть в той или иной ситуации. Если человек не умеет играть другой роли, то это сильно сужает диапазон его вариантов выбора. Ребенок, который только и делает что лидирует (играет только в свою игру, согласен только на главную роль) и не может переключиться на другую роль очень скоро теряет большую часть своих социальных связей. Поэтому очень важно иметь разнообразные ситуации в различных группах, чтобы создавать опыт разных ролей. А это требует от родителя готовности к такому разнообразию.