Ни для кого не секрет катастрофическая ущемленность детей в правах на труд.

Но есть одна профессия, которая не зависит от предрассудков и трудовых распорядков работодателей, которая как раз находит возможности в существующем порядке вещей и сложившийся системе, создавая при этом дополнительную ценность, новые рабочие места, компании и индустрии. Эта профессия – предприниматель. Для того, чтобы начать работать в этой области, не нужны большие деньги, широкие связи или глубокие знания. По большому счету нужна смелость, умение принимать неопределенность и не бояться ошибок, а также изобретательность и некая доля упорства. Всего этого навалом у детей. Вы скажете, что и взрослым тяжело работать в этой области, что предпринимателей меньше 5% от всего населения, что это особый талант? Я считаю, что это талант, который теряется, как и умение плавать у грудничков, потому что не используется, и только 5% удается его сохранить и что взрослые боятся всего нового потому, что у них очень часто есть что терять. Дети в этом смысле в более выигрышном положении, ну конечно, если их окружение будет способствовать развитию ИХ талантов, а не талантов, нужных их родителям.

Что можно сделать уже сейчас, чтобы помочь детям начать свое дело? Вот, что пишет про свое “тяжелое” детство “классический” предприниматель Р.Брэнсон:

Моя мама была полна решимости сделать нас самостоятельными. Когда мне было четыре года, она остановила машину в нескольких милях от нашего дома и заставила меня искать дорогу домой через поля. Я безнадежно заблудился. Раннее воспоминание моей младшей сестры Ванессы связано с пробуждением темным январским утром, поскольку мама решила, что в этот день я должен поехать на велосипеде в Борнмут. Мама дала мне с собой несколько бутербродов и яблоко и сказала, что воду я найду по дороге.От нашего дома в Шэмли Грин, графство Суррей, до Борнмута было пятьдесят миль. Мне не исполнилось еще и двенадцати лет, но мама считала, что именно так я научусь выдержке и приобрету способность ориентироваться.

..Сложные задачи, которые нам предлагались, скорее были направлены на физическое, чем интеллектуальное, развитие, и скоро мы стали сами ставить их перед собой. …
Мои родители всегда относились к двум моим сестрам — Линди и Ванессе — и ко мне как к равным, чьи мнения также важны, как их собственные. Когда мы были маленькими, еще до рождения Ванессы, родители брали меня и Линди с собой, если отправлялись куда-нибудь поужинать, и мы лежали на своих одеялах на заднем сиденье машины. Мы спали, пока они ужинали, но всегда просыпались, едва начинался путь домой. Линди и я вели себя тихо и смотрели вверх, на ночное небо, слушая, как родители разговаривают и шутят по поводу проведенного вечера. Мы выросли, общаясь с родителями как с друзьями. Будучи детьми, мы обсуждали папины юридические дела, спорили о порнографии и о том, следует ли легализовать наркотики, задолго до того, как кто-либо из нас столкнулся с этим в реальной жизни. Мои родители всегда были за то, чтобы мы имели свое собственное мнение, и редко давали советы, разве что мы сами просили об этом.

…У мамы были две навязчивые идеи: она всегда придумывала для нас работу и всегда была озабочена тем, как бы заработать денег. У нас никогда не было Телевизора, и я не думаю, чтобы родители когда-либо слушали радио.

…Как-то на Пасху я решил последовать маминому примеру и заработать денег. Вопреки невысокому мнению школы о моих математических способностях я увидел возможность заработать на выращивании рождественских елок. …План был таков: посеять 400 семян елей на поле в Тенъярдз Фам. Через год к Рождеству они выросли бы, по меньшей мере, на 4 фута и их можно было бы продать. Мы договорились всю работу выполнять вместе и прибыль поделить поровну. В ту Пасху мы проложили борозды на земле и посеяли 400 семян на поле Тенъярдз Фам. Мы подсчитали, что если все они вырастут до шести футов, можно заработать по £2 на каждой елке, то есть, общая сумма составит £800 против £5 наших первоначальных затрат на семена. Этим же летом мы пошли проверить наши деревья. Мы нашли один или два крохотных побега, которые виднелись на поверхности; все остальные были съедены кроликами.

…На следующее Рождество брату Ника подарили волнистого попугайчика. Это подало мне идею для другого грандиозного бизнес-проекта: разведения волнистых попугаев!Для начала я рассудил, что смогу продавать их в течение всего года, а не две недели перед Рождеством. Я определился с ценами и просчитал, как быстро они смогут размножаться и насколько дешев мог быть их корм, Я убедил папу построить огромный вольер. На последней школьной неделе я написал папе и поделился с ним своими финансовыми выводами: «Осталось всего несколько дней до каникул. Ты заказал материал, который может понадобиться для нашей гигантской клетки? Я думаю приобрести волнистых попугаев по льготной цене, взять их у Джулиана Кальона. Если магазины продают их по 30 шиллингов, то он может брать их, скажем, за 17, мы бы покупали их у него по 18 или 19 шиллингов, что принесло бы ему доход, а нам помогло бы сэкономить по 10 шиллингов за птицу. Что ты думаешь об этом?»Мой отец неохотно построил вольер, и птицы быстро размножались. Но я переоценил местный спрос на волнистых попугаев. …Хотя ни один из этих проектов не принес денег, они научили меня кое-чему, что касается математики. Я обнаружил, что только когда я пользовался реальными цифрами для решения реальных задач, математика имела для меня хоть какое-нибудь значение. Если я рассчитывал, насколько вырастет Рождественское дерево или сколько может вылупиться попугаев, числа становились реальными, и мне нравилось пользоваться ими. Но в классе я был по-прежнему полным тупицей в математике.

… Я любил строить реальные бизнес-планы, даже если кролики извлекали из этого больше пользы, чем я. Родители, должно быть, воспитали во мне бунтарский дух. Я всегда думал, что правила затем и нужны, чтобы их нарушать.

…Джонни и меня особенно бесило правило, согласно которому каждый, кто не участвовал в спортивных играх, должен был идти и наблюдать за игрой своей команды, когда она встречалась с командой другой школы. Можно было ходить в библиотеку в дневное время в течение недели, нас, однако, заставляли наблюдать за игрой школьных команд почти все субботы. Если бы не слабое колено, я бы играл в команде, и поэтому чувствовал себя вдвойне уязвленным. Я написал директору:«Я против полной потери времени, которая проистекает из обязательного присутствия на матчах. Если кто-то не может играть за First XI, ему следует дать возможность использовать свое время более эффективно, чем сейчас. Знаю, что это звучит страшным посягательством на традиции и т. д., но я очень остро чувствую то, о чем пишу. Если бы те 450 лишних людей, которые следят за матчами, потратили это время, например, на мытье окон в Бакингеме, то они, по крайней мере, получили бы больше, чем наблюдая, как «другие достигают чего-то».Также я пытался реорганизовать систему школьного питания: “… В настоящее время количество пищевых отходов колоссально; при наличии буфета можно было бы наполовину сократить расходы на испанских и итальянских официантов. Мне было бы очень интересно узнать Ваше мнение, а любые сэкономленные деньги могли бы, вероятно, быть вложены в мой следующий проект…» Дальше я анализировал идею организации бара для шестиклассников.

Вот восхитительное TED выступление на тему “Разгляди в своем ребенке – предпринимателя”, посмотрите – примеры бизнесов (и способов заработать деньги), о которых рассказывает Камерон, вдохновляют. Некоторые советы из этого выступления:

Я был воспитан быть предпринимателем.
…Наш отец приучал нас ненавидеть “работать на кого-то” и любить нанимать других людей.

…Карманные деньги учат детей плохой привычке. Они, по своей природе, учат детей думать о работе. Предприниматель не ожидает регулярный приход зарплаты на карточку. По моему, это не правильно, если вы воспитываете предпринимателя в своем ребенке. Я учу своих детей искать в доме или во дворе дела, которые они могли бы сделать. Затем прийти ко мне и рассказать что это. Или я к ним прихожу и говорю “Мне нужно, чтобы это было сделано”, и они идут смотреть что и как. Потом мы ведем переговоры сколько это может стоить. И им не нужны “карманные деньги”, у них больше возможностей найти дела, и они обучаются навыкам переговоров и навыкам искать возможности.

..Не читайте детям сказки каждую ночь. Лучше четыре ночи в неделю – сказка, а три ночи – просите их сочинить историю для вас. Почему бы не сесть с ребенком, дать ему четыре предмета: красную рубашку, голубой галстук, кенгуру и ноутбук и попросить рассказать историю об этих вещах. Мои дети делают это постоянно. Это учит их продавать, это учит их креативности и учит их быстро соображать.
Пусть дети выступают перед группой, даже если это будут просто их друзья. Это предпринимательское умение, которому вы должы научить.

…Покажите детям плохого служащего. Когда вы видите плохой сервис – укажите им на него. И покажите им хороший сервис (если такой попадется). Все эти уроки на поверхности перед нами, но мы не используем возможность, вместо этого мы готовим детей к школе. Вообразите весь хлам, который у вас в доме, все эти игрушки, которыми играли последний раз два года назад, и предложите “Почему бы тебе не попробывать продать это все через интернет?” И они действительно могут продать это и узнать как определить мошенников в полученых письмах. Деньги могут пойти вам или им или куда угодно. Но они научаться устанавливать цену, угадывать цену, закачивать фотки. Научите их, как это делать и получать деньги.

От себя добавлю:

– Учите детей обращаться с деньгами. Для начала просто давайте им деньги, чтобы они сами платили в кассе (глядишь потом и потребность научиться считать появится).

– Не отвечайте сразу на их стомиллионное “почему”, вместо этого спросите, как им кажется? Если вариантов нет, попросите их придумать хоть что-то, и обсудите этот вариант.

– Рассказывайте вместо сказок истории из реальной жизни. Это может быть рассказ о том, что случилось у вас сегодня, или что было когда-то, исторические события или как устроена и работает та или иная вещь.

– Не делайте ребенку игрушек, просите его организовать вас на эту работу, прсите придумать технологию и выбрать материалы, достать, наконец, материалы и инструменты и организовать рабочее место.

Вам может показаться, что у вас есть еще время: пока ваш ребенок не научился ползать, ходить, говорить, все эти рекомендации не для вас. Но посмотрите на это с другой стороны – через пять лет вам предстоит вести ежедневные переговоры с начинающим предпринимателем, и уж поверьте, он будет достаточно настойчив и изобретателен. Так что лучше бы начать готовится уже сейчас:) В конце концов, если взрослые делают бизнес на детях, почему бы детям не делать бизнес на взрослых?

P.S. В принципе, по моему “теоретическому” мнению, есть несколько базовых навыков (ну кроме личностных) помогающих в предпринимательской деятельности,  которые трудно передать наемным работникам:
– Умение видеть возможности и прочие творческие способности видеть “то, чего нет”
– Умение находить решения и прочие навыки изобретательства
– Логика и умение строить связи между фактами

Читать еще:
Фриц Морген – F.A.Q. по малому бизнесу
Quiz: Are You A Born Entrepreneur? (Forbes)
Are Entrepreneurs Born or Made? (BW)
Следи за собой. Чему надо учить детей на собственном примере (Forbes – Бершидский)
Предпринимателями не рождаются, а становятся (E&Y) и Предприниматели во всем признались (Российская газета)
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ РОЖДАЮТСЯ, А НЕ СТАНОВЯТСЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ (Ведомости)

Еще интересные статьи: