Тема Всеобщей Школьной Повинности окружена домыслами, слухами и наивными догадками. Порой кажется, что время остановило свой бег в этой области, замерло где-то между рабовладением и борьбой за всеобщее избирательное право. Но в действительности дела обстоят вовсе не так уж плохо:
- Среднее образование в РФ обязательно, но при этом законны различные формы его получения: очное, заочное, семейное и их комбинации
- Семья и родители играют основную роль в принятии решений в области образования, а не на школа, как это могло бы показаться
- Образовательные отношения со школой возникают по инициативе родителей (точно так же, как возникают договорные отношения между поставщиком и заказчиком)
- Школа обязана предоставлять свои услуги (в том числе и аттестации) – как обязаны продавать в магазине хлеб, вне зависимости от вашего стиля одежды и длины волос
Хорошо это или плохо, мы обсудим в другой статье, а пока предлагаем инструкцию, как действовать в существующей правовой ситуации.
Ситуация 1.
Дано: Вам нравится ваша школа (она рядом, она элитная, вы сами там учились,..) и вы хотели бы иметь возможность в нее вернуться.
Решение: Выбирайте заочную форму обучения, составляйте индивидуальный учебный план (или возьмите предложенный школой) и езжайте к солнцу и фруктам. Скорее всего, вам дадут заданий и будут ждать вашего возвращения для проведения аттестации.
Примечание: в конкретной школе, как и в аптеке, может и не быть нужной вам “услуги” – и тут уж вопрос “ориентации на нужды потребителя” со стороны руководства. Вы же всегда вправе обратиться к другим “поставщикам”, коих сейчас вполне хватает и которые вполне могут идти вам на встречу и не просить за это денег (так как получают их от государства)
Ситуация 2.
Дано: Вам не нравится школа и ситуация в образовании в целом
Решение: Выбирайте форму семейного образования (написав соответствующее заявление в органы местного самоуправления – управу района, контакты ищете на сайтах муниципалитетов или по запросу “местное самоуправление по району ХХХ”) и езжайте к морю и пальмам. Вы можете заключить со школой договор на аттестацию, а можете не вступать ни в какие договорные отношения с образовательным учреждением вовсе
Примечание: когда же, спустя много лет, загорелые и счастливые вы решите поучиться в обычной школе на очной форме, то потребуется аттестоваться (школе нужны основания для зачисления) – поэтому имеет смысл определиться в начале учебного года, вы согласуете со школой процедуру, сроки, критерии, а школа сможет оформить финансирование от государства
Ситуация 3.
Дано: Вы не в России и не планируете пока приезжать
Решение: Если права ребенка на получение образования соблюдаются, то вопрос информирования местных органов самоуправления вторичен, особенно, если у вас действительно не было возможности
Ситуация 4.
Дано: Ребенок отучился первый (второй, третий,..) класс, хотим поехать на зимовку, как это сделать?
Решение: самое простое для всех – согласовать отсутствие в школе (возможно, написать заявление), получить индивидуальный план и контрольные, и спокойно паковать чемоданы. У школы могут быть веские причины не идти вам на встречу – тогда см. п.1. и п.2:)
Ситуация 5.
Дано: Скоро в школу – что делать?
Решение: в школу берут с 6,5 до 8 лет. Как вариант, можно отложить контакт со школой на год, а потом поступить во второй класс (или третий, четвертый,..) класс сдав аттестацию экстерном.
Ситуация 6.
Дано: Вы не готовы учить ребенка сами, в одиночку
Решение: Сейчас практически никто не учит детей в одиночку. Существуют курсы, кружки, секции, интернет-ресурсы, встречи анскулеров и дистанционные школы. Перелетная школа, например, являясь образовательным сообществом, имеет большие возможности по степени вовлеченности и участия.
Частые Вопросы:
– а вдруг нами заинтересуются МЦКО, органы опеки, ювенальная юстиция и прочие органы и функции с непонятным назначением и сомнительными полномочиями?
конечно, важно оставаться в правовом поле и не бросать тему на самотек – определиться с формой образования, уведомить органы, регулярно фиксировать результаты образования. Функция же каждого органа, полномочия сотрудников определены законом и вышестоящими ведомствами. Как показывает практика, сигналы и обращения в вышестоящие органы в подавляющем большинстве случаев возвращает ситуацию в правовое поле
– а что, если “учились, учились и ничему не научились”?
было бы странно, если бы экзамены сдавали все и всегда. Академическая задолженность явление больше нервное, чем в действительности грозное. Задолженности нужно ликвидировать, в хронических случаях придется вернуться на очную форму. В Перелетной школе, благодаря вовлеченности родителей в жизнь сообщества, уровень знаний ребенка не является сюрпризом:)
– обязательны ли аттестации?
различаются итоговые (ЕГЭ и ГИА) и промежуточные аттестации. Формулировки закона прямо указывают на обязательность только итоговых аттестаций (при том, что не сдавшие получают справку и лишаются возможности продолжать обучение за счет государства), кроме того, косвенно указывается на необходимость аттестации при переходе в среднею школу. Промежуточные аттестации, их форма и частота вопрос взаимодействие со школой
Полезные ссылки:
– Разъяснения директорам школ о формах получения образования
– Толковая презентация по формам образования (особенно слайды 5, 12, 23) и про аттестации (слайд 29, 31, 40, 56)
– собственно сам закон
– вести с полей (личный опыт СО Москва САО)
– Записаться в 1й класс через госуслуги или Записаться в Перелетную школу (и узнать явки-пароли)