Попытки осознанно создать что-то оригинальное всегда мучительны,
попытки же делать это не осознанно – всегда жалки.
Вот пять идей, которые мигрируют, отсвечивают и даже местами и временами поднимаются как знамя и вызывают бурю лайков. Эти идеи стары почти также как и само образование, в чем можно легко убедиться, если чуть-чуть отвлечься от фейсбука и популярных ресурсов «для родителей» и прочесть хотя бы методичку по истории педагогики для аграрного института города Н.
Научиться учиться
Тезис настолько затертый, что даже присутствует в стандартах образования (а туда сами понимаете оригинальному и рискованному вход воспрещен – документ-то государственный). Поэтому даже с высоких трибун не редко можно услышать «ученики – это не мешки, набитые фактами» и гордое поглядывание из-под очков от собственной смелости. В связи с информационным обществом эта идея маскируется под лозунги Навыков работы с информацией, ее анализом и обработкой. Но не верьте в ее безобидность или, упаси бог, в работоспособность – лучшим способом научиться учиться во все времена было учиться, учиться, и еще раз учиться.
Целостное понимание мира
Пыль на этой идее лежит еще со времен ариев, но регулярно очередной любитель недвойственности обнаруживает ее в кладовке истории, стирает пыль и водружает на постамент собственной френдленты. Проблема тут только одна – целостного понимания мира не существует, а те люди которые думают, что у них оно есть – просто имеют скудный, по сравнению со своими амбициями, опыт.
Раскрытие индивидуальных способностей
Очень ресурсная идея: сюда и малое количество детей на учителя, и большее количество учителей, и индивидуальное обучение по примеру аристократии 19 века. Буквально шаг и вот тебе – семейное образование и призвание, нет Призвание с большой буквы П (а за это, как вы помните, и сэром можно стать). И в общем-то все правильно и вроде бы все в рамках тренда гуманизации отношения к отдельно взятой личности, но только вся индивидуализация зачастую выливается в очередную стандартизацию, с моделью и success story, четко показывающие правильный путь в светлое будущее.
Принятие решения
А точнее нести ответственность за их последствия, так как в последнее время это умение перестало впитываться с молоком матери. Человеческая жизнь это непрерывный скелет принятия решений и выбора «из двух зол», в конечном счете обрастающий мясом выживания и покрывающийся жирком (ну или кожей) искусства жить.
Применение знаний в жизни
Очень занимательная идея со вполне известным диагнозом. Сначала спрятать, удалить от жизни, окружить заботой и безопасностью, а потом доверчиво и с нетерпением ждать встречи с этой самой жизнью. И только генетическая мудрость человечества помогает хоть как-то сохранять контакт с реальностью и с самим собой.
Дело не в том, что идеи плохие или не правильные, а дело в том, что они подлатаны и превращены в лозунги. Это как утверждать в бизнесе «что покупателю нужен качественный товар по правильной цене». Но в бизнесе такая лажа сразу становится видна, а в деле разглагольствования на тему образования – нет. Поэтому когда вы встречаете эти и подобные идеи в миссиях, концепциях, стратегиях и программах у вас есть два варианта:
А. направить авторов на путь истинный уточняющими вопросами (возможно они не со зла, просто сказывается недостаток культуры и времени, а на самом деле они еще думают)
Б. Игнорировать предложения, абзацы, тексты и сайты с подобным содержанием (и молиться чтобы могучая рука экономики внимания сделала свое дело)