По пятницам в Ash-е проходит спонтанный театр. На наш взгляд, это просто фантастическое мероприятие! Давайте я расскажу, что нам так в нем нравится, чтобы вы могли разделить наш восторг.
В любой более менее приличной книжке про детей и родителей легко найти часть посвященную умению выражать свои чувства ребенком, а также необходимости помогать им в этом. Обычно рисуются всякие понятные комиксы и приводятся доступные диалоги, помогающие родителям лучше понимать и наиболее бесконфликтно проговаривать чувства ребенка. Детям таких книжек на ночь не читают, да и днем для них придумано столько интересных дел (кружки, секции, клубы) так что выражать собственные чувства, да и вообще понимать, что с ними сейчас происходит и можно ли с этим что-то сделать, они обычно начинаются годам к 30 (ну а многие и вообще не начинают – называется это «богатая эмоциональная жизнь», кто ж откажется от богатства-то?). Окружающим (читай родителям) это богатство, конечно, в тягость и поэтому они осваивают еще одну главу про «выращивание детей». Нам мысль выражать чувства словами кажется очень верной и поэтому мы проводим спонтанный театр.
Основной целью спонтанного театра является выражение в игровой форме участниками своих чувств, изучение своих состояний и умение их проявлять различными способами. По простому: у нас нет жесткого сценария и нет ролей, которые мы разучиваем, все, что происходит на сцене, это переживания участников, которые они приносят из внешнего мира и выражают при помощи своих персонажей.
Обычно занятие проходит так:
– делаем театральную разминку
– играем кукольный спектакль
– играем в ролевую игру
– и ставим один или два спектакля
Для того, чтобы лучше узнать чувства, мы специально их показываем – тем самым учась понимать чувства других, да и облегчая собственное напряжение, освобождаясь от тех или иных своих чувств. Например, в разминки популяры «Маски» – «один показывает, остальные угадывают», «один показывает, остальные повторяют», или заранее выбираем себе персонажей и проигрываем различные реакции на разные внешние воздействия или сложные ситуации (в город пришел кто-то страшный, найдено сокровище, исчезло что-то ценное и т.д.). В процессе игры у детей расширяется арсенал вариантов достижения желаемой цели (например, можно не только отобрать, но и договориться, не только подраться, но и подружиться, не только отобрать, но и подарить). Тут позитивным моментом является разновозрастная группа: дети обмениваются опытом и обогащают пространство вариантов.
Еще один важный аспект спонтанного театра: в ходе игры дети могут проиграть свои сложные жизненные ситуации и увидеть их с другой стороны, как бы освободится от них. Например, начинаем играть общеизвестную сказку, а потом смело отклоняемся от сценария, давая возможность каждому сыграть свою внутреннюю роль, наиболее актуальную на данный момент (у кого-то это образ феи, у кого-то злодея, у кого-то Деда Мороза). Наряжаемся или раздаем куклы, каждый выбирает, кем он хочет быть (не важно, что там в оригинале), организуем общее пространство и начинаем игру (а-ля детская психодрама). По ходу игры ведущий описывает происходящее, иногда вводит новых персонажей и порой корректирует ситуацию.
Ну и последнее – как и положено в театре, от спектакля к спектаклю участники бывают в разных ролях и ситуациях, и поэтому у них вскоре появляется понимание и навык ролевой и ситуативной гибкости, умение по-разному реагировать в похожих ситуациях и, хотелось бы верить, они начнут распространять эти умения на вне-театральную жизнь (например, в ситуативное лидерство и культурную толерантность). Например дети которые на первых театрах отказываются быть в центре внимания, через некоторое время делают это уверенно и даже с удовольствием, тем более что на каждом занятии такая возможность обязательно появляется.
Участие родителей в качестве зрителей (или даже участников) бывает полезным – хотя тут есть свои нюансы (чем старше дети, тем сложней им показывать реальные чувства родителям). На как-то чаще всего дети участвуют сами, а родители в лучшем случаи оставляют за собой роль благодарных и восторженных зрителей.
Уверены, что существует еще много способов научить детей выражать свои чувства – если вы знаете такие, будем признательны, если расскажите о них нам.