Родить и обучить – что еще требуется от родителей? И в том, и другом деле диапазон решений в настоящее время очень широкий, так что выбрать есть из чего. С родами ведь как – для кого-то роддом с детской реанимацией и палатами-люкс недалеко от дома, для кого-то центр традиционного акушерства на берегу моря, кто-то больше верит в хорошую акушерку, а кому-то никто не нужен в этом семейном деле, кто-то же рассчитывает только на себя и чувство собственной гармонии.
С образованием похожий набор вариантов: элитные школы, авторские методики, гениальные педагоги, домашнее образование и самообразование. Выбор обычно делается из доступных вариантов, понимания целей и наличия ресурсов. В конечном итоге, за каждой системой образования лежит определенная идеология и система ценностей заказчиков: родителей, общества, компетентного органа, да и еще кого угодно, только не самого ученика. Конечно это варварский пережиток, о котором человечество будет вспоминать с содроганием, вроде как сейчас вспоминаю о рабстве. Мы попытались представить, каким бы могло быть образование, заказчиком которого являлся бы сам ребенок. Принципы и идеи, как мы убедимся далее, не новые, но вполне достойные, чтобы быть реализованными в современном мире.
Принцип 0 – Право выбора
Образование стало частью социальной системы, как соцпособия, служба в армии и тюрьмы. Преподносимое как благо и общественное завоевание, оно в то же время является повинностью, отказ от которой не законен и наказуем. Но образование в современном мире больше похоже на веру и как когда-то церковь была отделена от государства, образование тоже должно стать независимым. Должен существовать выбор объема, способов и целей образования. Разнообразие и возможность выбора должны всячески поощряться и поддерживаться.
Принцип 1 – Человек Открытого общества
Все больше и чаще в самых разных областях, от бизнеса до науки, мы видим как иерархические структуры замещаются сетевыми сообществами, как принципы Открытого общества приходят на смену авторитарному правлению, как мир становится все меньше, а люди все мобильнее. Все эти явления являются следствием простого, но важного изменения в мироощущении конкретного человека – превращения человека в Человека, который чувствует силы решить за себя сам, а не быть топливом в печи чужих идей. Человек может сам решить, кто он, какие у него цели, чем он занимается, с кем общается и где живет.
Принцип 2 – Новое Детство
Детство – не подготовка к жизни, а ребенок – это не будущая личность. Ребенок не «должен стать», он уже «есть», и его цели и желания, его выбор и опыт должен уважаться и быть поставлен в центр целей образования. Ни цели государства (обеспечения экономики человеческими ресурсами), ни цели общества (воспроизводства культуры), а именно цели самого Человека.
Принцип 3 – Learning by Living
Образование – не цель, а средство для достижения целей человека. И поэтому образование не должно быть оторвано от жизни человека, от того мира, в котором он живет и тех проблем и возможностей, которые его окружают. Очень важно, чтобы ребёнок оставался членом сообщества, не отрывался от своего окружения, но в то же время должно поощряться приобщение к другим сообществам. Образование не начинается по достижению школьного возраста, и не заканчивается по окончанию ВУЗа, оно продолжается всю жизнь (Life Long Learning).
Принцип 4 – Общаться и творить
Жить – означает общаться и творить. Результаты образования не должны быть воспроизводством существующего знания, а созданием своего, индивидуального опыта и развитием на его основе. Свободное общение, уважение к чужому мнению, право на критику, отсутствие искусственных барьеров между людьми – вот та атмосфера, которая должна наполнять образовательное пространство.
Принцип 5 – Agile education
На смену последовательному движению по единому, однажды утвержденному графику, должны прийти гибкие методы: Проекты, как интегральные методы получения опыта и одновременно целей развития (я могу участвовать в этом, потому что я умею вот это, и я научусь, участвуя, вот этому). Проекты могут формировать Программы (траекторию движения к большой цели) и Портфели (ресурсы и сценарии), для их осуществления нужна инфраструктура (коворкинговые или точнее ко-игровые центры) и рыночные механизмы управления ресурсами (дети сами платят за образование).
Принцип 6 – Другой Учитель
Важно КТО учит, и КОГО он учит. Учитель должен вернуть Ученику когда-то полученную ответственность за образование и стать Медиатором и Коучем, тем, кто поддержит и задаст правильный вопрос в трудную минуту (потому что у него в опыте была своя трудная минута). Важно обеспечить разнообразие и доступ к различным носителям знаний и опыта, культуры и идей.
Принцип 7 пока не сформулирован, возможно это должен быть ответ о Будущем, которое мы не знаем и которое, увы, принадлежит не нам.
В дальнейших постах мы расскажем о существующих системах образования, посмотрим на их границы и внутренние конфликты, задумаемся о нашей собственной позиции. Читайте вскоре:
- Монтессори: как должно быть и что есть на самом деле?
- Вальдорфская педогогика: подходит ли к современному миру городов?
- Школа-парк (Балабан): почему до сих пор это не так?
- Школа Щетинина: лучшая школа на земле?
- Самерхилл и демократическое образование
- Состояние дел в образовании других стран и Глобальная конкуренция
- Образование 2030
- Философия образования Стругацких: Учитель с большой буквы
- Мыследеятельная педагогика (Щедровицкий) или MBA для детей
- Образование в открытом обществе, Taking Child Seriously (Поппер)
- Чикагская лабораторная школа (Дьюи)
А так же периодически будем знакомится современными удивительными школами и методами, которые еще не стали классикой, но которые работают и существуют сегодня.
Лена, Вадим, здравия!
Пишет вам ирина гончарова, мы общались при встрече в яСинегорье две недели назад, мне очень нравится ваш сайт. лена можешь скинуть свой эл. адрес – мне очень хочется задать тебе интересующие меня вопросы по воспитанию.
Благодарю заранее
Ирина день добрый!
Ответили на почту.
Вадим,Лера здорово, это уже серьезная работа по осознанию и мыслеформулированию и в будущем, я желаю вам, реализации этих принципов.Постоянно сталкиваясь по работе с государственными образовательными учреждениями ясно вижу структуру, жестко иерархизированную структуру, которую можно сравнить с идеологией крепостного права особенно в нашей стране – организация образования как модель всего государства. есть единицы исключения, которые вы и исследуете.-( еще есть – школа Ковчег, школа Бельского, Вальфдорская школы на Серпуховской. )Понимаешь как далеко еще здесь в обществе в целом до гуманизации, и в том числе в сфере образования. Когда я предлагаю ученикам и даже обычным педагогам сесть не привычно за парты, а в круг у некоторых вообще от этого невинного предложения происходит “взрыв мозга”
Привет – про взрыв это точно, потому и “идеальное образование”, почти как идеальное общество – но надеемся с образование получится все-таки поудачнее:)