В рамках нашей программы поиска альтернативных и эффективных методов образования мы провели на фестивале Солнцеворот игру «Новые пути обучения».
Целью игры ставилось определение возможных альтернатив в обучении детей. Для этого группе участников на первом этапе были предложены три вопроса:
- Какие знания и умения полученные вами в процессе обучения (от детского сада до ВУЗа) вы считаете наиболее полезными
- Какие свои знания и умения вы считаете своим конкурентным преимуществом (вне зависимости от их происхождения)
- Какие знания и умения вы хотели бы приобрести
Следующим этапом игры было интегрирование – совместными усилиями все множество вариантов знаний и умений были классифицированы и обобщены в кластеры.
В итоге получилось вот что:
Выживание
Контакт с природой
Бытовые навыки (еда, здоровье, одежда)
Деньги (зарабатывать, тратить, сохранять)
Контакт с окружающей инфраструктурой
Ответственность
Социальное выживание (Умение обманывать, не принятие)
Путешествия
Эмоции и Творчество (Умение выражать себя)
Спонтанность
Рукоделие
Движение
Цели (Волевые навыки)
Слушать себя
Формировать образы
Ставить цели
Добиваться целей (реализовывать проекты, дедлайны)
Умение выбирать
Любовь
Создавать глубокие отношения
Наполненность
Понимать и ценить людей (видеть их таланты)
Отдавать
Люди (Социальные навыки)
Создавать контакты
Развивать контакты (Активное слушанье, умения общаться,)
Ведение переговоров (умение убеждать)
Организовывать людей
Дружить
Ум (Умение учиться)
Критическое мышление (философия науки, отсеивать информацию)
Умение сосредоточиться и интенсивно работать
Умение читать
Иностранные Языки
Компьютер
Умение применять знания
По навыкам ниже единого мнения достигнуто не было и поэтому их оставили отдельным кластером:
Интуиция
Уверенность в себе
Позитивное восприятие
Быть счастливым
В какой-то момент этого этапа одна м.удрая участница заметила, что получающиеся кластеры очень сильно напоминают систему чакр. Это вызвало всеобщее воодушевление участников. Нам нужно было переходить на следующий этап, но этот путь несомненно заслуживает отдельного изучения.
Чакра | Основные функции | Кластер |
Муладхара mūlādhāra, |
инстинкт, выживание, безопасность, здоровье | Выживание |
Свадхистхана svādhiṣṭhāna, |
эмоции, сексуальная энергия, жизнерадостность, спонтанность, желания, удовольствия | Эмоции и творчество |
Манипура maṇipūra, |
власть, контроль, свобода, карьера, уверенность,проницательность | Воля |
Анахата anāhata, |
преданность, любовь, сострадание, эмпатия,радость | Любовь |
Вишуддха viśuddha, |
общение, самовыражение, творческий потенциал, гармония, “внутренний голос правды” | Люди |
Аджна (Третий глаз) ājñā, |
интуиция, умственное функционирование, высший уровень осознания | Ум |
Сахасрара sahasrāra, |
подсоединение к космосу, полное освобождение |
Следующим этапом собравшиеся должны были предложить методы для обучения знаниям и умениям каждого кластера. Сначала мы пытались определить порядок и последовательность обучения по ходу взросления человека (когда учиться выживать, а когда любить). Затем выявили возможный круг возможных провайдеров, носителей необходимых компетенций, которые могут обучать тем или иным навыкам (родители, сверстники, учителя, жизнь). Следующим шагом была попытка для каждого кластера определить методы обучения.
По ходу игры чувствовалась необходимость выйти в пространство целей обучения, но так как целью игры были именно пути (т.е. содержание и методы = дорожное покрытие и средство передвижения), то мы сознательно остановили дискуссию в этом направлении, оставляя его на отдельную игру.
При обсуждении методов мы столкнулись с очень сильным шаблоном в голове у каждого из участников относительно классно-урочной системы – оказалось очень не простой задачей уйти от привычного «школа научит!» и предложить оригинальные методы. Следующим уровнем, который нам предстояло преодолеть была идея взвалить на родителей обучение детей путем «личного примера». Потом, конечно, был универсальный Learning by doing, который тоже не удовлетворял нас в силу отсутствия формализации процесса. В итоге был создан список возможных методов обучения.
На данном этапе мы завершили игру и подвели итоги. Основным выводом было то, что мы не смогли предложить один универсальный путь обучения, но нам удалось параметризовать задачу и определить ключевые вопросы и критерии отбора, что возможно даже более важно в практическом смысле.
Из ценных идей и предложений можно выделить следующее:
– Важность сохранения связи обучения с жизнью
– Корректная поддержка мотивации к обучению
– Поиск правильного баланса между свободой и творчеством в обучении и системностью и основательностью знаний
А вы как думаете КАК лучше всего можно научиться уверенности в себе или понимать и ценить людей, или создавать глубокие отношения и спонтанности, а еще умению обращаться с деньгами и быть счастливым?
P.S. Кроме игры по уже сложившейся традиции мы провели на фестивале два Семейных приключения: Поиск слова и Игры в сфере, а так же поучаствовали в лекции на тему интегрального образования.