Прибытие в новое место, начало жизни в новой ситуации и новых условиях всегда ставит человека в состояние неопределенности, риска. Поэтому тема страхов, опасностей и их преодоления, подпитываемая темами эпохи Атлантида (природные катаклизмы) и Илиады (война как предел угрозы от людей).В основу структуры этого урока прямо-таки просится методология управления рисками. Мы проводим классификацию рисков и обсуждаем основные приемы их преодоления, смягчения, ослабления и т.п.
Урок начинаю с загадки:
у каждого есть две драгоценности, которые невозможно купить, но можно потерять. Что это?
ответЖизнь и Здоровье
Вспоминаем Одиссея и судьбу его товарищей (впрочем, без лишнего усердия), спрашиваю почему Одиссей вернулся домой, а его товарищи потеряли свои жизни? Соглашаемся на том, что выжить – это хорошо и правильно. Переходим на классификацию опасностей и отыгрывание разных сценариев. Периодически разбавляю игру показом лучших сюжетов Бер Грилса – демонстрирую последствия укусов пчел.
Задаю вопрос Что же самое опасное для человека? Есть варианты вулканов, войн, животных и даже погоды. Выдвигаю гипотезу, что основная опасность для человека – это он сам и его поступки. Немного обсуждаем важность умения остановиться и подумать и переходим к Страху и его пользе для безопасности – смотрим как Бер ловит сома в болоте. После этого отыгрываем потенциально опасные ситуации и сценарии – падение с высоты (дружно свешиваемся за край и находим безопасный способ делать это), нападение незнакомца (убеждаю не бороться как подсказывает героические примеры, а убегать и звать на помощь), пищевые отравления (обходимся без демонстраций:)) и т.д.
Потом обсуждаем, что критические ситуации и катастрофы всегда являются следствием серии ошибок. Повторяю свой тезис про умение остановиться – после этого смотрим сюжет про поезд. Под занавес рассказываю историю, как я сжег стог сена и чуть не сжег бабушкин дом (с вопросами про этапы, когда я мог остановиться и не сделать следующей ошибки).