Программа Перелетной школы базируется на российском образовательном стандарте – это наше самоопределение и осознанный выбор. Поэтому у нас есть «академические» предметы вроде математики и окружающего мира. Но в то же время, учитывая специфику условий, в которых работает школа (более сжатые сроки: 4 месяца вместо 8, благоприятные природные и социальные условия) мы перерабатываем и обогащаем стандартные программы: синхронизируем и пристраиваем связи между темами эпохи и предмета, по-новому сортируем изучаемые темы, добавляя новые и выстраивая внутреннюю логику развития темы.
Окружающий мир в определенном смысле является очень благодатным и удобным предметом для подобного обогащения. Изучаемые темы сильно и напрямую связаны с жизнью детей и довольно очевидно связываются с темами эпохи. Задачу несколько усложняют разные акценты, которые делаются в разных классах (например, второй класс – Безопасность, третий – Тело и Общество), так как Окружающий мир мы изучали в разновозрастной группе, но поскольку в основном темы встречаются во всех классах, то эта сложность относительно легко решалась.
За основу была взята программа Плешакова (УМК Школа России). Все темы были сгруппированы в большие кластеры – Живая природа, Общество, Тело и т.п. Затем они были сопоставлены с недельными темами эпохи, и еще раз выстроена внутренняя логика развития предмета (чтобы избежать скачков и разрывов в движении по темам) – начав с внешнего и природного, перейти к человеку и его миру.
Получился вот такой план:
Одиссея | Родина |
Илиада, Атлантида, Крит | Безопасность |
Дельфийские игры, 9 муз | Живая природа |
Мифы (Боги) | Астрономия и Земля |
Мифы (Подвиги героев) | Тело |
Пифагор, пифагорейцы | Техника |
Сократ, Академия и Лицей | Общество |
Окружающий мир в школе меньше всего ассоциируется с академической тишиной, аудиторными занятиями и учителем у доски. На ум приходят путешествия, исследования, эксперименты, опыты, удивление, вопросы и любопытство. Хотелось сложных вопросов, не очевидных обобщений, открытий на основании своего опыта, ощущений и окружающей действительности. Было бы здорово, если бы в конце картина мира обогатилась и получила новые измерения, чтобы она превратилась в карту, которая может быть основой для дальнейшего движения в уже менее определенных и материальных областях. Хотелось избежать книжных знаний, абстрактных конструкций и пространных объяснений. Хотелось осветить глубину и связь явлений (чуть было не написал «донести» с вполне логичным продолжением «не расплескать и наполнить» сосуд – ученика:)), показать загадки обыденных явлений и возможности разума в классификации и понимании связи самых разных вещей.