Прошедшие три недели эпохи майя в Перелетной школе были посвящены Космосу, Времени и Пространству.
Пятую неделю эпохи мы занимались астрономией, потому что мы уверены, что в школе важно не только смотреть в тетрадь, но и уметь видеть небо и звезды. Мы говорили про центр галактики и про Млечный путь, вспоминали про Мировое дерево и первопредков, изучали созвездия майя и учились создавать свои, удивлялись Плеядам и Большой медведице, каждый вечер всей семьей заглядывая все глубже и глубже в светло-фиолетовое небо Арамболя. На математике мы высчитывали астрономические единицы и учились оперировать степенями, учились видеть разные единицы измерения и решали олимпиадные задачи, связанные со временем. На английском языке пели под гитару и пианино песню Twinkle Little star (между прочим не меньшая классика, чем Happy birthday), играли в подвижные игры и знакомились с Брайном и Нелли.
Следующая неделя была естественным продолжением прошлой (мы очень ценим подобную интегрированность – это дает цельность и глубину знаний и опыта). Мы изучали календарь майя: обсуждали когда начинается год, экспериментировали с ощущением времени, создавали свой календарь, ну и для полноты ощущений – отменили время. Это был впечатляющий опыт – жить по собственному ощущению времени, не используя часы. На удивление, мы практически не опаздывали на обед и успевали заниматься чистописанием.
Еще мы пробовали время на вкус («время вкуса чили» – ведь сразу понятно?) и пытались понять на что оно похоже – круг, спираль, прямая.. На математике знакомились с симметрией и дробями – что сильно совпадает с ощущением майя относительно времени.
Эта неделя была полна событий – вышел первый номер газеты Перелетной школы. Тираж был распродан практически мгновенно, благодаря удачному стечению обстоятельств и командной работе. Вечером мы смотрели кино про Колумба, а потом все месте ходили смотреть на звезды. Мы сделали солнечные часы и отправили послание потомкам, экспериментируя с путешествиями во времени.
Седьмая неделя задумывалась как Архитектурная. Но поток восхищения временем нас захватил так, что даже неподвижную тему городов мы прочитали как застывшую музыку. Тикаль и Паленке, мифический Теотиуакан, где «люди становились богами», прекрасные Копан и Чичен-Ица – про каждый Женя нашла волшебную историю или легенду, так что руины оживали и начинали звучать. Мы построили пирамиду из коробок и разбирались, как устроен майянский свод, изучали устройство городов и старались догадаться о назначении пирамид. На математике мы занимались геометрией, делали эксперименты с двумерным и трехмерным пространством, учились считать площади и объемы, точно и приблизительно, выводили формулы площади прямоугольного треугольника. На русском языке, подобно Сальвадору Дали, мы учились видеть за текстом и словами города и жизнь, делили слова на слоги, чувствовали ударение, находили в предложениях главные члены и писали изложение. На окружающем мире изучали карты и учились работать с Google Earth, так, чтобы третьеклассник мог разработать маршрут и даже посчитать его не только в километрах, но и в рублях.
Приближается Зимнее солнцестояние. Последняя неделя эпохи майя будет немного тревожной и интенсивной – как это всегда бывает при приближении deadline (и не важно день ли это рождения, новый год или конец света).