На шестой неделе эпохи Древнего Китая мы занимались строительством. Сложно найти более удачную тему: с одной стороны, ресурсную и вдохновляющую, а с другой стороны, столь далеко стоящую от привычных школьных будней, полных абстракций и неподвижности. Дети, конечно, никогда не воспринимают архитектуру как готовую застывшую навеки форму. Скорее даже наоборот, для них это всегда процесс, действие, движение и возможность выразить себя и свою мечту.
Поэтому вполне очевидно, что мы проектировали и говорили о Доме своей Мечты, Идеальном Доме, в котором ты хочешь жить. Мы изучали фэн-шуй, стараясь проникнуть в суть этого древнего учения. На математике мы изучали формулы и учились их применять в расчетах объемов, сроков и стоимости строительства. На русском языке «сбегали» на стройку моста, чтобы своими глазами увидеть этот масштаб и почувствовать могущество человечества, а потом все вместе писали сочинение про нашу собственную стройку. А их было несколько.
Первым делом (и это было хорошим тоном) мы завершили и запустили гигантские качели. История этого проекта началась еще в самом начале сезона. Как и положено, составление планов и согласование проектов – необходимый, но тяжелый этап. Разумеется, мы на нем застряли и смогли его преодолеть только нарушив правила – сначала начали работы, а только потом уже нарисовали проект. Но зато к этому моменту у нас уже были неопровержимые материальные результаты в виде бамбукового основания и дружная, хотя и немногочисленная команда, готовая двигаться дальше. Поэтому и проект вышел не абстрактный, а толковый – с определением этапов и ресурсов, сметой и даже процедурой ее одобрения (вот куда пошли наколядованные деньги!). Было и тестирование, и сдача в эксплуатацию, доделки и определение правил использования.
Второй построенный объект несомненно был навеян Великой Китайкой стеной – мы строили дорогу. Это оказалось увлекательным и захватывающим делом, некоторые даже после школы продолжали работы. А уж с эксплуатацией вообще вышла удивительная ситуация – создатели о дороге заботятся, регулярно ее ремонтируют и приводят в порядок, что не менее важно, чем сама стройка.
На выходных состоялся семейный пикник Перелетной школы. Мы очень рады, что в школе собрались мобильные и легкие на подъем люди, для которых путешествие, дорога, новые места и впечатления – не пустой звук, а ежедневный и желанный опыт. По теме эпохи нам была нужна архитектура – либо причудливая (даже подумывали об экспедиции в Ауровиль) либо грандиозная. И мы вспомнили о Реди Форте. Его массивные и неприступные стены, поглощенные джунглями здания и великолепные виды как ничто другое помогают прожить китайское восприятие пространства – как Неба и Земли, круга и квадрата, бесконечности и объема. Нам очень нравятся такие семейные выезды: это всегда целое приключение и для родителей, и для детей. Мы переправились через реку на пароме, сходили к капитану в рубку, пообсуждали устройство корабля, поиграли в игру «Император и разбойники», обнаружили уголки форта, которые нам были ранее не известны (чего только стоит спуск в глубокий колодец!), устроили пикник на пляже с видом на бирюзовое море и белоснежную песчаную косу. Родители обсуждали свой опыт путешествий, делились своими находками и открытиями. Потом мы все дружно решили доехать до ПарадайзБич. Очень продуктивные и интересные выходные – по итогам все согласились, что подобные вылазки надо устраивать чаще.
На следующей неделе мы перейдем в тему Боевых искусств – ни за что не догадаетесь, что это будет.