Практически каждый родитель слышал про «мантессори», многие посещали занятия и некоторые имеют впечатляющие результаты (вроде самостоятельной уборки игрушек). Педагогика Марии Монтессори или система Монтессори стали нарицательными и практически отраслевым стандартом в области раннего развития детей. Статистика утверждает, что это самая популярная система, имеющая множество последователей и почитателей. В чем же секрет успеха? Действительно ли есть уникальные идеи, которые так привлекают «заказчиков» – детей и родителей, и которые должны быть применены в идеальном образовании. Или же это просто удачная бизнес-модель, наподобие Макдональдса и Амвэй?
«И ты должен постараться стать знаменитым. Ведь ты хочешь стать знаменитым?»— «Ни за что, — ответила я однажды, соскучившись на уроке, — я никогда не стану такой. Я слишком люблю будущих детей и не заставлю их учить наизусть еще одну биографию».
Идеи педагогики Монтессори
– Нормальный ребенок. Капризный, непоседливый ребенок, не способный сосредоточиться на чем-то одном, разбрасывающий вещи и ломающий игрушки – это отклонение в понимании системы Мотнессори, а норма – это ребенок, тихонько занимающийся своим развитием, вежливо и терпеливо общающийся с другими людьми и собирающий свои игрушки после игры.
Если мы станем понимать свободу как предоставление детям возможности делать что угодно, в том числе – неправильно обращаться с предметами, которые их окружают, то в результате мы получим «свободное развитие отклонений», и анормальность каждого ребенка только усилится.
Но в наши дни понятие нормы очень расширилось, судить о нормальности или анормальности другого человека стало делом не благодарным и даже опасным. Сейчас люди стараются принимать друг друга. Все понимают, что люди (в том числе и дети) могут быть разными, у них могут быть различные жизненные ситуации, различные стартовые условия и среда обитания. Мир выбирает не норму, а разнообразие.
– Среда по росту. Среда обитания ребенка должна быть адаптирована к детям и их потребностям. В условиях городов эта задача является очень актуальной и поныне.
Создайте для ребенка пропорциональную среду и позвольте ему там жить.
Но жизнь всегда сложней и богаче, чем искусственно созданная среда. В реальном мире почти не бывает однозначно правильного ответа и единственно правильного решения – в отличии от навыков работы в искусственной среде с материалами. Комфортность среды конечно важна, но гораздо важнее возможность что-то делать в этой среде и с этой средой по своему усмотрению. Ребенок все же способен изобрести больше способов использование материала, чем единственно верный.
– Реальность вместо воображения. Жительница эпохи побелившего материализма, Мария Монтессори, вполне естественно осуждала различные сказки и импровизированные игрушки (типа палки в образе «лошадки»).
Разновидность воображения, считающаяся собственно детской и якобы творческой, — лишь спонтанная работа детского ума, помогающая малышам присвоить простым предметам особые качества тех вещей, о которых они мечтают, но получить не могут.
Взрослый в бедности смиряется, ребенок фантазирует. Однако это не доказательство развитого воображения, а свидетельство неудовлетворенного желания. Это не природный талант, а осознанная, ощутимая бедность. Конечно, никому и в голову не придет ради воспитания богатых детей отобрать у них лошадей и дать взамен палочки.
К примеру, новогодние персонажи. … Но как наши вымыслы развивают детское воображение? Это же мы фантазируем — не они. Они верят, но не фантазируют. Доверчивость действительно свойственна неразвитому существу, которому не хватает опыта, знаний о реальности, чей ум еще не научился отличать правду от лжи, красоту от безобразия, возможное от невозможного.
Доверчивость исчезает с появлением опыта и созреванием сознания. Образование способствует этому. И у целого народа, и у отдельного человека развитие культуры и ума приводит к уменьшению степени доверчивости.
Но то, что называлось “бедностью”, сегодня зовется «всегда хотеть большего» и «не останавливаться на достигнутом» – поэтому так часто мы видим успешных «троечников» и слышим про детей богатых родителей, которым «больше нечего желать», у которых отобран этот естественный импульс – получать желаемое в мечтах. Современному человеку практически ежедневно приходится оказываться в ситуации, когда его прошлый опыт не дает ему однозначного ответа, когда неопределенности и риска больше, чем порядка и иерархии, когда решение надо придумать и когда, ТВОЯ мечта дает больше, чем опыт всего человечества.
– Учитель, которого нет. Из центра, вокруг которого вращается весь учебный процесс, который управляет всем и определяет все, взрослый перемещается на окраину. Его роль сводится к «быть ученым, который наблюдает чудо» и «слуги, который помогает своему господину, а не управляет им».
Слово «учить детей» в нашей школе почти запрещено. Дети в полном смысле учатся, т. е. учат себя сами.
Не помогать когда не просят – это одна из базовых культурных норм. Но несомненно роль учителя и воспитателя намного богаче и глубже, чем «опекун и хранитель среды».
– Вещи вместо людей. С первого взгляда кажется, что все свое время питомцы Монтессори тратят на обращение с вещами, индивидуальную работу с материалом, вместо работы группах, свободного общения и игр на основе воображения. Но сама Мария Монтессори разбивает эту критику со свойственной ей последовательностью:
Они спрашивают: «Если малыши все делают в одиночку, где же тут общественная жизнь?» Но разве когда дети самостоятельно решают проблемы, хорошо себя ведут, строят доступные всем планы – это не проявления общественной жизни? Видимо, педагоги убеждены, что общественная жизнь состоит в том, чтобы усадить детей в рядок и заставить их слушать учителя. Но ведь это не так.
Навыки взаимодействия с другими людьми, уровень социализации, по ее мнению, определяется умением человека следовать некоторым нормам (наличием воспитания), а это в свою очередь зависит от развития воли и баланса между возбуждением и торможением. Которые так эффективно развиваются при занятии в среде, с материалом:).
В мире, где информация (которую нельзя пощупать), становится основным элементом среды, а эффективный обмен этой информацией является ключевым фактором успеха, коммуникативные и креативные навыки важны как никогда ранее. Занятия по системе Монтессори не предполагают речевых воздействий взрослого: речь и ребенка и взрослого должна быть сведена к минимуму. Материал разработан таким образом, что ребенок сам может увидеть свою ошибку, а длинные объяснения лишь запутывают его. Общение с «коллегами» тоже достаточно регламентировано – как в офисе, «разговоры только по делу»:).
Таким образом, при более внимательном рассмотрении, в системе Монтессори мы обнаруживаем важную, но практически единственную инновацию: возвращение вещей в школы. До этого они были изгнаны и замещены словами учителей, Монтессори же «изгнала» учителей и дала детям много интересных «штук». Однако, этого явно не достаточно. Что так же особенно ценно и что, к сожалению, практически всегда упускается из виду, так это то, что все свои материалы педагоги выдумывали и изобретали сами, а не покупали по каталогу в «далеком китае». Более того, было бы идеально, если бы в этот процесс создания среды были включены родители и сами дети.
Так почему же методика Монтессори так популярна?
В первую очередь, «монтессори» соблазнительно проста и понятна для родителей: делать ничего не надо – ребенок учится и развивается сам, пособия – качественные, дорогие и их много. Предлагаемый «нормальный» ребенок очень удобен для родителей – молчит себе тихонечко в уголке, не пристает, не шумит, и еще и игрушки за собой прибирает. Современные «монтессори-бизнесмены» продают «раннее развитие» и «свободную среду» – что конечно импонирует демократичным и успешным родителям.
При этом сами поклонники подхода «монтессори» признают катастрофическое состояние в области реализации этой системы – упомянутые тысячи школ, садов и центров имеют только одну общую черту – монтессори-материалы. В остальном название «монтессори» практически ничего не гарантирует и не позволяет родителям рассчитывать на определенный стандарт качества. В «чистом» виде система практически не встречается – это всегда «элементы» и «развитие идей». Несомненно, существуют хорошие образовательные учреждения, с «монтессори» в названии, но их процент не выше, чем в других системах.
Спасибо за статью! В своё время искала информацию о методике Марии Монтессори. Это первая статья, где чётко видно все плюсы и минусы метода!
Поддерживаю мнение авторов. Считаю, что система Монтессори в настоящее время – в первую очередь раскрученный бизнес, очень похожий как раз на АмВэй тем, что педагоги Монтессори убеждены, что только их товар “правильный№, и ни в какой другой системе “педагоги не понимают ничего в детях”. Именно это я услышала от педагогов-Монтессори к своему большому удивлению
Кажется, вы совсем не разобрались, что из себя представляет метод Монтессори. В статье переврано всё, что только можно.
Уважаемые посетители сайта, если вы хотите узнать о методе Монтессори, читайте другие источники. Хотя бы википедию или книги Монтессори.
Ольга, день добрый! Статья написано давно, с тех пор, хотелось бы надеяться, наш взгляд на образование стал объемнее и глубже:)
Текст был написан после большой проработки и анализа книг и личного опыта. Поэтому каждый пункт подкреплен цитатами. Возможно и скорей всего что-то упущено и не понято. Будет очень интересно узнать с чем вы не согласны!