Говорили про это на первом международном фестивале МамаАзия.
Есть несколько больших и достаточно очевидных трендов в области образования.
1. Доступное и дешевое
Образование слишком важная часть социальной инфраструктуры (как медицина и пенсии) поэтому государство никогда не уйдет из этой сферы. Но как водится в демократических и независимых государствах, основными параметрами будут доступность этой инфраструктуры для всех граждан и ее стоимость для бюджета. Поэтому расходы на образование будут постоянно оптимизироваться со стороны государства, а на оставшиеся суммы будет обеспечиваться некий минимальный уровень, тот самый «эффективный потребитель», который может много чего не знает и не хочет, зато не делает «тюльпановые революции» – что тоже согласитесь, достаточно важно.
Но эффективность разумеется будет достигаться не только за счет оптимизации объема и качества содержания. Основной тренд в области содержания образования задают информационные технологии, делая любой курс, любую книгу и любой другой носитель знания доступным в любом месте и практически бесплатно.
Проектов, где оцифровываются курсы, уроки и книги сейчас все больше (например interneturok.ru), а люди, носители знаний и умений – все ближе. Если Ломоносову пришлось идти пешком в Москву, то в современных условиях нужно просто ввести поисковой запрос.
2. Персональное и игровое
Ценности «Надо» сменяются на «Хочу», происходит смена мотиваций и самоидентификаций. Все больше ценится каждый момент жизни «здесь и сейчас» – поэтому подходы, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей обучаемых, на использование их собственной мотивации, будут вытеснять старые авторитарные методы. Как люди когда-то «выбирающие машины любого цвета, если этот цвет черный» теперь могут выбрать практически индивидуальный автомобиль, так и образование становится вопросом выбора и удовольствия. Одни из наиболее ярких проявлений этого тренда – Игрофикация (gamefication) и Edutaiment. И еще – за удовольствие надо платить. Платить тем, кто сумели это удовольствие придумать и доставить до потребителя. Так образование перестает быть идеологией и становится рынком.
3. Препониматели и социальные сети
Учитель как наемная профессия давно уже стала символом социального провала и поэтому не удивителен кадровый голод в этой области. А что у нас на гребне волны? Конечно предприниматели-стартаперы, революционеры-визионеры изменившие мир и успешно прошедшие IPO.
Не удивительно, что энергичный слой работников сферы образования спит и видит как они мигрируют в препонимателей (teacherpreneurs). Конечно они еще по старинке мечтают как они делятся друг с другом опытом (на конференциях наверное) и выбирают лучших (типа Учителя года) – но это лишь подтверждает то, что они уйдут и им на замену придут венчурные фонды и ангелы, которые будут растить команды и новых джобсов, чтобы потом разделить их успех (например платя 100К, если вы не пойдете в колледж). Препониматели будут выявлять потребности и проблемы своих сообществ и опираясь на ресурсы своих классов, решать их. А дипломы и аттестаты они выдавать не будут – их «выпускников» будут знать по успехам и провалам в том или ином сообществе, репутация в котором и социальные связи будут значить больше, чем резюме или сертификат.
4. Сделай сам свое будущее
Образование детей всегда было вопросом инвестиций. Если посмотреть сайты, посвященные персональным финансам, то легко можно увидеть, что люди копят деньги на три вещи: на дом, на старость и на образование детей. Все больше и больше возможностей выбора в сфере образования приводят к тому, что родители не могут больше позволить себе роскошь не разбираться в этом вопросе (ну разве только, если они не хотят оказаться в положении «безработной мексиканки, взявшей ипотеку»). Поэтому родители из Заказчиков превращаются в Инвесторов и спонсоров, управляющие своими вложениями в образование. Это такие хитрые инвестиции, не похожие на бизнес или акции. Здесь будут пожалуй ближе аналогии с non-profit organization и social entrepreneurship, когда результат измеряется не только деньгами, но и изменениями, которые происходят в обществе и мире. И эти вложения будут давать возможность выживания идеям и традициям, в которые верят родители и развития сообществам, к которым они принадлежат. В этом смысле будущее создается не руками, не головой, а вниманием.
Есть два вопроса в связи с этим трендом: простой и сложный. Простой вопрос заключается в том, что такой тренд существовал всегда, родители, семья, община всегда определяли и выбирали образование для нового поколения. Но сейчас этот тренд приобрел новое качество и «партийные взносы» превращаются во вложения. Более сложный вопрос заключается в том, что новое поколение никогда не было склонно добровольно продолжать дело предков, угрожая существующим сообществам и их ценностям, делая инвестиции в себя невероятно рискованными. К этой теме мы вернемся в нашем рассказе про школу Кришнамурти, которую мы посетили в прошлом году.
5. Образовательные сообщества
Вышеописанные тренды взаимосвязаны и поддерживают друг друга: доступный контент позволяет персонализировать образование, а препониматели обеспечивают возврат инвестиций, сделанные семьей. Что же произойдет со школой? Ее стены растворяться и станут прозрачными, они перестанут отделять детей от остального мира и “готовить детей к жизни“. Границы образования расширятся на те локальные сообщества в которых живут люди, с которыми у них существуют социальные связи (и не важно находятся ли они за стеной или на другом конце Земли, много ли им лет или во что они одеты). Цели образования станут более краткосрочными (и это будет достойным ответом «устареванию информации») и в тоже время будут сильнее совпадать с целями локальных сообществ.
Какое это имеет отношение к школе в Гоа?
Здесь на сезон образуется сообщество, величиной с маленький городок. Из года в год, на благодатной и терпимой к любым идеям индийской земле собираются самые разные люди, заинтересованные в развитии, обучении и улучшения мира и общества (конечно не только в этом и не только такие, но тем не менее). В такой среде, ценности которой наиболее точно можно описать словами Развитие и Творчество, именно обычная «старая» школа выглядела бы странно и неуместно. Поэтому в нашей школе все обучение – это большая и увлекательная игра, в которой понятия и упражнения из учебников вдруг приобретают объем и новый, подчас неожиданный смысл в контексте древних культур Египта и Индии. Пространство школы с самого начала являлось платформой, на базе которой проводятся мастерские и практики для детей и взрослых и реализуется модель препониманителей: родители ведут мастер-классы и семинары, делясь своими знаниями и привнося в школьное пространство новые идеи и проекты. Школа играет активную роль в культурной жизни местного сообщества, проводя праздники, отчетные концерты, организуя путешествия и экскурсии в уникальные и интересные места в Гоа, сохраняя связь и развивая отношения с сообществом в этом измерении.
По сути, то образовательное сообщество, которое существует полгода в Гоа и является как раз таким прообразом образовательного сообщества будущего, в котором вышеперечисленные тренды получают практическую реализацию.