Есть революции, которым только суждено еще случится, но их манифесты уже прибиты к дверям наших церквей. В современном мире человек все больше и больше ощущает свои силы и способность к выживанию без помощи остальных людей. Если раньше принадлежность к общине, жизнь за городской стеной, работа в крупной компании хоть каким-то образом увеличивали шансы протянуть еще десяток лет и успеть оставить потомство, то сегодня инфраструктура и техника рушат привычную общинную мотивацию – людям больше незачем общаться друг с другом, и потребность эта – лишь психологический рудимент. И тем не менее, чем больше становится независимым и сильным отдельный человек, тем острее для него встает вопрос смысла собственного существования и тем острее у него появляется потребность в контакте и общении с другими людьми. В общении не по необходимости, а общении как реализации смысла и творчестве. И именно про это пишет Франсуаза Дольто.
— А ты, Франсуаза, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
— Врачом-воспитателем.
Моя первая встреча с идеями Дольто состоялась, как наверно и у многих других, в Зеленом доме. Мы зацепились языками с принимающей на тему подходов к развитию детей и оказалось, что основное в подходе Зеленого дома – это развитие через речь, слова и общение. Конечно прошло много времени, прежде чем я действительно стал понимать, что это означает. И возможно поэтому мне так долго не удавалось прочитать основную книгу Дольто, все получалось разве что урывками, во время визитов в Зеленый дом, или по каким-то цитатам в интернете. Но являясь большими поклонниками Зеленого дома это знакомство тем не менее было неизбежно:).
В случае «На стороне ребенка» идеи, содержащиеся в тексте, имеют преобладающую ценность и над личной историей автора и над формой текста. Кстати, последняя настолько не обычна и не однородна, что попытки читать не отформатированную версию провалились, и пришлось обзавестись бумажной книгой. В книге встречается минимум три типа текста: вопросы-введения в некоторую тему, мнение-ответ по этой теме Франсуазы Дольто, факты и истории по теме. Поэтому правильней читать «На стороне ребенка» как расшифровку радио-интервью.
Основное ощущение при чтении – это какая-то удивительная узнаваемость и родство взглядов на самый широкий спектр вопросов – начиная от вопросов детской безопасности и болезней, заканчивая образованием и политическим устройством государства.
Если вдруг у вас нет ресурса читать все по порядку, то смело можно читать с любого места по методу Дональда Шимоды, но есть главы которые я крайне рекомендую к обязательному прочтению:
Из ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: Глава 4: ЗАТОЧЕНИЕ и Глава 8: НА СТОРОНЕ РЕБЕНКА: ПЕРВЫЙ ИТОГ
Из ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Глава 4: ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ и Глава 5: ДРАМА ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ
Из ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: практически все
Глава 1: ИГРА ВО ВЗРОСЛЫХ
Глава 2: ШКОЛА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ И ШКОЛА НА ВЫБОР
Глава 3: НОВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Глава 5: ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ ДЕТЕЙ
Из ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: Глава 4: МЫ ИДЕМ В МЕЗОН ВЕРТ
Основные идеи, которые мне кажутся очень важными:
– Взрослым пора решить свои страхи по отношению к детям. Начиная от катастрофической безопасности, которой душат родители своих детей, заканчивая боязнью сил детства и молодости, и как следствие возрастной дискриминацией – авторитаризм возраста должен уступить место открытому обществу, где никто не имеет право на обладание истиной в последней инстанции.
– Родители должны жить собственной жизнью, иметь свой круг общения, а не замыкаться в семье, становясь «профессиональными родителями»
– Ребенок – не будущий человек и не «недоразвитый взрослый» – ожидания взрослого поведения – серьезная ошибка, приводящая к потере того потенциала, что может проявится в Детстве
Как обычно, читая такой богатый текст, я старался отмечать наиболее яркие моменты, закладывая тростинки между страниц – это было ошибкой. Очень скоро книга распухла от этих закладок – порой приходилось закладывать по несколько страниц подряд, находя на них просто великолепные и действительно важные слова. Вот некоторые из них:
Воспитывать ребенка — это значит информировать его заранее о том, что ему докажет опыт.
Самый конструктивный путь — очень рано предупреждать детей об опасности, ничего не запрещая. <..> «Ты предупрежден. Теперь делай, как хочешь».
Ребенок с большой буквы не существует точно так же, как Женщина с большой буквы. Это абстрактные понятия, маскирующие индивидуальность.
Чаще всего взрослые хотят понять детей для того, чтобы над ними господствовать. А им следовало бы почаще прислушиваться к детям: тогда бы они обнаружили, что <..> именно они, дети, владеют ключами от любви, надежды и веры.
многим людям легче говорить с собакой или кошкой, чем с ребенком
Ребенок обладает не всеми правами, но права — это всё, что у него есть. У родителей нет никаких прав на его личность — у них есть только обязанности.
если бы преподавателей готовили как медиаторов (посредников), то главным в школе стало бы обучение детей отношениям между собой.
Ну и самая важная, задающая точку отсчета все идеологии:
Жить — это значит изо дня в день поддерживать связь с другими и что-либо строить.
А вы согласны с этим?
Trackbacks/Pingbacks