В начале эпохи Древней Греции изучалась Одиссея – история большого путешествия и возвращения Домой. Почти все дети приехали не так давно, и в них еще свежи впечатления этого путешествия и переживания разлуки со всем знакомым и привычным.
Поэтому на уроке мы начинаем с этих нежных воспоминаний про дом. Спрашиваю у всех, Что такое Дом (с трудом удерживаясь, чтобы не перейти на поэтажные планы – это будет в Архитектуре). Прошу нарисовать дом, а заодно и дерево, и человека. С интересом слушаю описания, но от комментариев терапевтического характера воздерживаюсь.
Расширяю вопрос, спрашивая, чувствуют ли они, что город, в котором они живут – их дом? А Россия – их дом? А Земля? (Разыгрываю маленькую сценку с инопланетянином, который пытается понять куда он попал.) С расширением географии чувство родины слабеет, поэтому переходим к теме государственности и символам идентичности. На удивление, все знают про флаг и его цвета (у меня специально была заготовлена подборка похожих флагов), поговорили про символику, перешли к гербу и двуглавому орлу. После этого наступила очередь гимна. Обращая внимание на значение символов для людей и те сигналы, которые мы подаем им в контексте этих символов (по простому – гимн слушают стоя). Рассказываю про случаи исполнения гимна, про олимпийские победы, торжество силы и гордости. После этого включаем гимн Индии (внутренне задаваясь вопросом, как можно построить государство с таким гимном) с большим интересом слушаем и его (конечно стоя).
После этого обсуждаем кто главный в стране: есть ли главный город? Есть ли доминирующая национальность или культура, кто управляет страной (отдельный человек и как его зовут). Кто самый Главный в стране? Среди разных вариантов наконец-то звучит вариант Закона. Говорим чуть-чуть про конституцию и про основную задачу правительства и президента лично. Формула главенства закона и задачи президента делать жизнь граждан лучше мне очень нравится, поэтому начинаем игры в страны. Предлагаю организовать страны и стать их главами, определиться с символами государственности, а также законами и целями правительства. После этого запускаем процесс глобальной мобильности – граждане-космополиты выбирали место для жизни, исходя из условий жизни в стране и понимания правительством своих задач. Такой подход к Родине конечно несколько альтернативен, но зато очень наглядно демонстрирует кочевую идеологию, иерархию ценностей Гражданин – Русский – Человек – Я, да и ощущение ответственности за то, что происходит там, где ты живешь, хорошая основа для более глубоких и тонких чувств.