Каждый сезон в Гоа – это целая жизнь, полная событий, приключений, радостей и открытий. Иногда становится грустно, что многое из того, что происходит: смешные моменты и удивительные события, маленькие чудеса и волшебные люди, не попадает в отчеты, не фотографируется и не выкладывается в интернет. Итоговый отчет, как волшебная голограмма, помогает увидеть эти детали, достаточно только присмотреться и прочитать между строк.

Он говорил без умолку, но делал при этом
все же гораздо больше, чем говорил

Перелетная школа

В этом сезоне программа базировалась на двух культурах-эпохах: Африки и Древнего Китая.
Кажется, сложно найти две столь далекие во вех отношениях культуры. Близкая к природе, мистическая Африка и изящный, могущественный Китай – это два полюса на глобусе мировой культуры. Мир Китая строится вокруг Человека и Общества, мир Африки же связан с Природой и всем, что окружает человека. Нужно было прожить обе эти культуры, последовательно и настойчиво воспринимая новые для себя образы и осваивая неизвестные ранее смыслы и ценности, чтобы постепенно пришло понимание удивительной общности и связей, появилось ощущение единого ритма и гармонии. Центральные и интегрирующие всю программу уроки Мировой культуры вела удивительная Галина, глубоко и очень творчески проводя каждое занятие, проживая вместе с детьми все чудеса этих непохожих культур, внимательно слушая каждого и создавая атмосферу творчества и доверия.

теневой театр в школе

Каждый год мы разрабатываем программу нового сезона, полностью перерабатывая, учитывая накопленный опыт и руководствуясь нашими принципами и ценностями. Нам важно, чтобы та часть жизни, что проходит в школе, была не просто подготовкой к какой-то далекой и чужой цели, а позволяла лучше узнать себя сегодняшнего и научиться создавать себя завтрашнего. Чтобы деятельность была осмысленная и плодотворная, чтобы окружающие люди были открыты к диалогу и творчеству. Поэтому наша программа объединяет общеобразовательные предметы в едином культурном поле, проводя связи между разными предметами, понятиями и явлениями. Поэтому у нас реализуется так много проектов – потому что нам важно, чтобы каждый человек, уже взрослый или еще ребенок, мог найти то, что откликается именно для него. Поэтому мы делали свою газету и китайский ресторан, строили дорожки и гигантские качели, ходили в походы и учили африканские песни и танцы, снимали фильм о боевых искусствах и занимались китайской живописью, учились произносить слова китайского языка и стучать в барабаны, делали теневой театр на английском языке и приглашали в гости мастера ци-гун.

Мы очень рады, что в эпохе Африки участвовал Виктор, который много рассказал нам о традициях, научил африканским песням и ритмам и передал нам дух Африки. Нам невероятно повезло, когда на эпоху Китая к нам присоединилась Варвара, благодаря ей мы прикоснулись (и заразились навсегда) магией китайской живописи и волшебством китайской каллиграфии.

занятия для детей мандрем
африканские танцы
осознание в школе 

В этом сезоне мы немного модифицировали ритм недели, добавив уроки-погружения и недели погружения: делая фокус то на математике, то на русском языке. Такой подход более требователен к роли учителя, но более продуктивен и органичен для детей, поэтому мы рады, что Галине и Вадиму удалось его реализовать.

Очень хорошо себя показала еженедельная практика проверочных заданий, позволяющая всем: и родителям, и детям, и учителям увидеть, как усвоены темы общеобразовательной программы и при необходимости спланировать индивидуальную работу на следующие недели. Мы придерживаемся точки зрения, что общеобразовательная программа – это базовый уровень (да-да, даже теория множеств в третьем классе!), который является культурным феноменом, вроде как умение пользоваться ножом и вилкой или другие хорошие манеры. Поэтому мы ежедневно на практике отрабатываем умения считать, красиво писать, а также работаем по своим рабочим тетрадям и закрепляем пройденные темы. В заключении сезона родители получили перелетные книжки, в которых каждый учитель описал успехи ребенка и дал рекомендации по дальнейшим занятиям. Поскольку традиционные оценки не несут в себе руководства к действию для родителей, мы их заменили на детальные карты знаний, причем не одну, а целых две. Первая показывала уровень владения темой с точки зрения учителя. Вторая же демонстрировала точку зрения ребенка на свои знания. Это правда очень круто и дает невероятные результаты: дети с восторгом и энтузиазмом работали по итоговой карте, никакого страха перед контрольной, только любопытство, азарт открытий и аппетит новых знаний.

подготовка к аттестации РФ

Очень здорово было в этом сезоне с английским. Как и планировалось, было две группы: одну вел замечательный Андрю, уроженец Белфаста, с безупречным британским английским и невероятным ирландским обаянием, а вторую – волшебная мисс Хелен, просто влюбившая детей в английский язык, научившая их импровизировать и не бояться непонимания. На уроках мы играли в подвижные игры, разгадывали квесты, пели песни, писали рассказы. Мы переписывались с англоговорящими сверстниками, ставили спектакли и даже перевели китайскую сказку и сделали по ней теневой театр. Ходили в ресторан, делали покупки в магазине и приглашали в гости интересных людей – потому что язык это возможность, а не ограничение. И это невероятно здорово, что мы эту возможность не упустили!

Иностранный язык это возможность, а не ограничение!

Просто прорыв и новый уровень произошел в этом году в области участия родителей в жизни школы. Мы много встречались вне пространства школы, проводили семинары, делились знаниями и умениями. Родители и дети поставили совместный спектакль на большой сцене Ash. Это на наш взгляд ключевой момент, превращающий школу из сервиса в сообщество. Получить знания можно из книг или интернета, пообщаться со сверстниками можно в кружках и просто на пляже, но возможность попасть в ситуацию, когда встречный оказывается значимым для тебя человеком, когда отношения в стиле «больших городов и бетонных стен» трансформируется в «деревню привязанностей», такая ситуация невероятно ценная и дефицитная в современном мире, она тщательно выстраивается, ее не возможно создать за пару дней, она требует участия и личного вовлечения. Именно создание такого сообщества мы считаем основным результатом этого сезона.

5 фактов прошедшего сезона:

  • сезон длился 19 недель
  • 150 человек приняли участие в Перелетной школе и Зернышко, это более 100 семей!
  • Более 40 проектов реализовано (и это не считая регулярных занятий и мастерских)
  • 39 учителей, мастеров и ведущих провели свои занятия
  • каждую неделю у нас происходило несколько открытых (и полностью бесплатных) мероприятий: сказки Джозефа, родительские встречи, пикники и праздники, хор для взрослых, совместные походы и выезды

Зернышко

Детский садик, по нашему твердому убеждению, это уютное и волшебное место, в котором интересно играть.

дети гоа

Тая и Даниил создали удивительную сказочную атмосферу, в которой нашлось место и рукоделию, и народным играм, посвящению в Рыцари и домикам гномиков, рождественскому спектаклю с участием родителей и веселому колядованию. Каждое событие – это большое и глубокое переживание для ребенка и очень важный момент для родителей. Мы сделали в этом году мистическую практику рождественской спирали – это было необыкновенное и трогательное событие. Как в волшебном кристалле, оно позволяло увидеть прошлое, настоящее и будущее, заметить в своем ребенке семена будущих побед и предстоящих дорог. Очень чудесной получилась эпоха Мастеров – важное и вдохновляющее переживание «Я тоже смогу!», ради которого мы провели целое детективное расследование по поиску традиционных ткачей, раздували меха в Кузнице, пекли хлеб и красили стены. К нам приходили родители, которые на своем примере показывали, кто такой Мастер и под восхищенными взорами детей совершали маленькое чудо Творчества.

детский сад арамболь

В этом сезоне звезды, а точнее Луна, так сложились, что последней эпохой была Масленица, празднование которой прошло как всегда с размахом и при большом скоплении народа. Для нас подобные события – всегда хорошая возможность собрать всех, кто был с нами весь сезон. Было много игр и забав, работала ярмарка, столы ломились от угощения. Но за смехом и детским гамом, внимательный глаз мог разглядеть переживание Радости окончания зимы, переживание объединения людей в празднике и ощущение глубокого контакта родителей со своими детьми. Такие вещи не происходят на пустом месте, а выстраиваются долго и бережно, создаваясь ступенька за ступенькой, день за днем, эпоха за эпохой. В наш пластмассовый век мимолетных лайков они являются уникальным опытом, который потом долго питают жизнь ребенка и отношения в семье.

Сообщество

Временность, сезонность жизни в Гоа создает уникальную атмосферу – каждый сезон здесь собираются интересные и активные люди. Со многими мы знакомы уже не первый год, с кем-то познакомились только недавно, а кого-то знали давно, но открыли для себя только в этом сезоне. Нам очень нравится, что люди присоединяются к нашему сообществу и раскрывают свои таланты, осуществляют свои давние мечты и учатся чему-то новому. Мы рады, что мисс Хелен вела чудесную театральную студию и поставила за сезон целых три детских спектакля. Кристина продолжила вести игровую детскую йогу, а Таня утренние музыкальные занятия. Лена начала вести занятия художественной гимнастикой, а Даша занималась танцами. Даня создал и проводил уникальные занятия звуковой алхимией, на которых дети, в лучших традициях орф-педагогики, сразу учились создавать и слышать музыку. Даша продолжила вести магические занятия ЭБРУ, а Настя начала вести занятия керамикой.

театр арамболь

В этом году усилилась мужская энергия: Никита занимался с мальчишками гитарой и регулярно радовал нас концертами, а Роман проводил тренировки тхэквандо, на которых собирались не только мальчики, но и девочки, не только дети, но и взрослые.
Нам кажется это очень правильным и безумно важным: когда образуется экосистема, в которой все способствует росту и развитию, когда один и тот же человек может вести занятия утром, а вечером сам учиться, когда ребенок или взрослый может выступить и как учитель, делясь своими знаниями, и как ученик, который узнает что-то новое для себя. Например Леон, ученик третьего класса, начал вести кружок юных техников, на котором все желающие собирались заниматься физикой. Учителя и родители собирались на лекцию по управлению задачами и основам лингвистики, которые проводили Алик и Ольга, родители Мишель и Левы. Варвара сначала проводила занятия по китайской живописи в школе, а потом, после школы, к нам могли присоединиться родители и все желающие, которых набиралось не мало. Были даже большие проекты для взрослых, например праздники Солнцестояния, для подготовки к которым мы все регулярно собирались, репетировали, пели и готовились. На наш взгляд, такая атмосфера непрерывного обучения, отсутствия строгой иерархии и уважение друг к другу очень хорошо воплощает принцип обучения всю жизнь (lifelong learning).

Мы хотим поблагодарить всех Учителей, Друзей, Родителей и Детей, всех кто был с нами в этом сезоне. С вами и благодаря вам мы многому научились. Мы вместе ходили в походы и устраивали праздники, творили руками и скрипели мозгами. Вы дарили нам прекрасные идеи, а мы дарили вам вдохновение, мы верили в силы и возможности друг друга и вместе мы прожили этот сезон во всей его глубине и буйстве цветов и ощущений.

Каждый сезон уникален и не похож на все остальные и это дает нам уверенность, что поток творчества и открытий не иссякает, и это дарит нам вдохновение и надежду, что новый сезон в Гоа даст нам всем море радости, нового опыта и общения с единомышленниками.

школа мандрем морджим

Перелетная школа и Зернышко откроются в Гоа в ноябре 2016. В октябре, как обычно, будут мастер-классы, мини-группы и мега-семейные проекты.

Читать Отчет о том, как прошел сезон 2016-17 или Юбилейные итоги

Еще интересные статьи: