Я уже давно заметила, что самые большие прогрессы в развитии ребенка происходят по его инициативе, а не тогда, когда родители пытаются его чему-то научить. В этом смысле мне очень близок подход Вальдорфской педагогики: взрослый что-то увлеченно делает, а ребенок по желанию может присоединиться. Взрослый поддерживает и помогает по запросу ребенка (не дает советов, если не спрашивают, не дает оценок).
Из последних личных примеров:
Сижу вышиваю… Подходит Леон: “Мама, ты шьешь? Я тоже хочу!” Даю ему тряпочку, тупую иголку, показываю, что если втыкать вдоль края, можно сшить мешочек. Через какое-то время мешочек готов… Потом еще один. А на следующий день – ароматическая подушечка, набитая листьями березы. А еще через какое-то время – чехол для игрушечного фотоаппарата (не так давно я связала чехол для нашего фотоаппарата)
Кто бы мог подумать, что мой сын в 3.5 года научится шить? Этого не было в моих планах. А ему захотелось – и мотивация нашлась, и усидчивость.
Кстати, вышивала я пеленочку для ожидаемого малыша.
Вышивка на пеленочке для новорожденного (славянский символ Радинец – обереговый небесный символ, дает малым детям радость и умиротворение, защищает от сглаза и призраков) Двусторонняя вышивка крестиком – одинаково выглядит с двух сторон.
Детям можно давать тряпочки и крупные иголки с затупленными концами с ниткой, а уж что шить-вышивать они придумают:)
Шерстяные штанишки для новорожденного. А-ля естественное пеленание, ну или просто для тепла. Специальная мягкая детская шерсть. Круговая вязка, без швов. Начинаем вязать сверху, когда доходим до штанин – разделяем петли пополам и вяжем сначала одну, а потом вторую штанинку. Сверху и снизу резинка 1х1, остальное – лицевая гладь.
Деткам можно дать поиграть с клубками, привлечь их к заматыванию размотавшихся клубков, а самым любопытным показать, как вязать цепочку пальцами (из цепочки потом сделать браслет или бусы).
Изделия из бересты
Береста всегда меня завораживала. И вот в нашем арсенале появилось
простое в изготовлении и очень милое изделие: кубики. Из шести полосок бересты складываем кубик, окунаем в кипяток, береста расправляется и кубик становится прочным. Если предварительно положить что-нибудь внутрь, то кубик будет по совместительству погремушкой.
Из нижнего слоя бересты можно делать кулоны. Вырезаем форму, выцарапываем узор, подвешиваем на веревочку – медальон готов.
Дети с удовольствием играют с берестой. Ее довольно легко резать или рвать, очень увлекательно царапать и столько всего можно сделать.
Деревянные подвески
Напиливаем небольших деревянных кругляшек, обшкуриваем, чтобы были гладкие со всех сторон, делаем дырочку для веревочки, наносим рисунок акриловыми красками, продеваем нитку – готово.
Дети могут помогать пилить и тереть кругляшки шкуркой, ну и разумеется, рисовать по деревянной поверхности. Кстати, кругляшки могут быть разного размера, а из больших получаются прекрасные подносы или подставки.
Занавеска из ракушек
Наконец-то Вьетнамские ракушки дождались своего часа: теперь они стали частью интерьера.
Да, собирали мы их вместе с Леоном, он же помогал мне пробивать дырочки. По желанию можно привлечь и к нанизыванию, ну и конечно просто поиграть с ракушками, пока они не на нитке.
Мокрое валяние
Маки из шерсти тоже делали вместе.
Детки могут рвать шерсть, скатывать шарики, тереть ладошками мыльные шерстяные лепешки, комкать, расправлять и промывать. А какая красота получается!
Таким образом, совместных занятий можно придумать сколько угодно. И даже не так важно, чем конкретно заниматься, важно, чтобы ребенок видел своих увлеченных родителей за разными занятиями (а не только увлеченно сидящими за компьютером), а уж к чему присоединиться он решит сам.