Online-встреча Зимовка vs Школа состоялась (фу-у-х!*).
Основные выводы из обсуждения:
1. “Необходимость” школы не противоречить зимовкам. Те, кто зимовал до школы, с ее наступлением могут продолжать проживать в теплых краях, на берегу моря. Выбор где жить является балансом между образом жизни родителей и интересами детей. Поэтому тот, кто уезжает зимовать, обычно решает вопрос со школой.
2. Семейное образование является для родителей рабочим инструментом регулирования чему, как и где научатся дети. Родители несут ответственность перед государством за образование своих детей (так себе новость) и имеют право на выбор различных форм образования (хорошая новость).
3. Современная школа (особенно начальная школа) не является местом получения знаний. Многие родители понимают, что те знания, которые дети получают в школе, гораздо проще было бы получить дома.
4. В школе (впрочем, примерно так было и 10, и 20 лет назад) учатся «социальным» навыкам: сидеть неподвижно, не шуметь, слушаться взрослых, общаться со сверстниками: тому, чего нет дома. Впрочем, на зимовке, подобные навыки приобретаются более естественным путем, и главное – в гораздо более зрелом варианте.
5. Многие дети не готовы учится у родителей, и многие родители не готовы переходить на модель отношений «учитель-ученик». Но всегда существует возможность отдать техническую часть работы на «аутсорсинг», например, найти репетитора по английскому (native speeker) и оплатить его услуги из компенсации за семейное образование.
6. Помимо школьной программы в любом месте (где зимуют люди с детьми) найдутся дополнительные занятия для детей – начиная от сольфеджио, театра, хореографии и заканчивая японским языком. Следуя за интересом ребенка, всегда можно найти интересные возможности (“нужные люди находятся сами”) и толк от таких занятий зачастую больше, чем от учреждений с лицензиями и дипломами, а участие в таких занятиях гораздо менее затратное для родителей по деньгам, времени и общим усилиям.
7. Контроль уровня знаний – является услугой, которую можно «приобрести» у школы, а можно и не приобретать. Сейчас промежуточные экзамены можно сдавать раз в год, по скайпу.
Наше виденье решения:
1. Мы вместе с своими детьми сами определим содержание образования и методы обучения. Мы готовы их пересматривать и изменять в соответствии с интересами ребенка и развитием текущей ситуацией.
2. Мы понимаем, что дом не всегда лучшая учебная среда, поэтому мы будем использовать существующие инфраструктурные решения (например в Гоа – это образовательная площадка Зернышко). Также мы не хотим замыкать на себя (родителей) все образование, более того, мы будем учить сами детей только тому, чему их не сможет научить никто другой (чтение, письмо и счет явно не в этом списке) – мы за широкий круг и большой диапазон общения наших детей.
3. Мы не будем беспокоиться и проявлять излишний контроль к уровню знаний на протяжении всей начальной школы, но будем принимать активное участие в процессе обучения и максимально делегировать ответственность «реальной жизни» ребенку.
*Технически все было далеко от совершенства, и все потому, что Google Hangouts не работает из Таиланда. Кто бы мог подумать! Поэтому записи посиделок нет, но есть презентация, и мы готовим инструкцию «Учиться на зимовке: Как? Где?», где дадим все явки-пароли – пишите в комментариях, если вам прислать копию. Также есть аналогичная инструкция: Зимовка с детьми, и на подходе LiveLikeLocal – In Arambol, Goa, инструкция по адаптации к проживанию на море:)