В фестивале Поляна нам понравилось буквально все – и люди, его организовавшие, и участники, и место проведения, и организация, и история создания, и идеология. И филимоновская глина нам понравилась (она просто удивительная – сначала черная и пластичная, а после обжига – белая!) и гончарный круг. Мы в первую очередь ехали участвовать в фестивале – лепить и общаться, но и по традиции провести народные игры, ну а по факту получилось как обычно больше и лучше. Итак, по порядку. Лет 15, а то и больше назад, участники одоевского (городок такой под Тулой) гончарного кружка ездили заготавливать для своих нужд глину. За один день управляться не получалось и поэтому стали они оставаться на несколько дней. Постепенно эти несколько дней обогащались разными мастерскими под открытым небом, начали приезжать люди, которым была интересна глина, приглашали мастеров из других регионов, и так год из года простой производственный процесс превратился в фестиваль, на котором более 300 человек занимаются глиной, постигают основы различных традиций, связанных с этим материалом, а параллельно участвуют в мастер-классах, не связанных с глиной (береста, лоза, куклы и многое другое). Организация фестиваля на высоте – и милиция есть, и электричество, и дрова, и родник и даже автолавка привозит продукты.
Мы когда приехали, были сначала в некоторой растерянности – на несколько сотен метров, на поляне между рекой и лесом, тянулись бесконечные палатки, казалось, что нам встать уже негде. По поляне ходили, бегали и просто шныряли дети (взрослые тоже попадались, но реже), в центре поляны были организованы шатры со столами для занятий, а за гончарными кругами кто-то все время сидел и что-то выводил из черной глины.
Но место под нашу палатку вскоре нашлось, печка уставлена, и дальше дни замелькали – по логике фестиваля, за неделю у каждого участника есть возможность выполнить «проект» и получить готовое изделие. В первые дни фокус делается на лепку и гончарку и постепенно столы в центре лагеря заполняются различными изделиями, ждущими своего обжига. Потом делаются печи (что характерно, визитная карточка фестиваля – бумажная печь для обжига, создается из газет с программой информатизации школ 2001-2005 года, так что нельзя сказать, что современные образовательные технологии остались в стороне от фестиваляJ), потом обожженные изделия расписываются, и даже могут поучаствовать в ярмарке.
Мы, как и планировали, провели народные игры, хотя и тут не обошлось без сюрприза. Оказалось, что при таком большом количестве участников (20-40 человек), наши хиты играются уже совсем по-другому. Даже простые песни уже практически не возможно петь, потому что «галерка» их просто не слышит.
Конечно, Поляна в первую очередь имеет ремесленную направленность – на получение навыков работы с глиной и освоение традиционных приемов, приобщение к традиции, и поэтому особенно было интересно провести мастер-класс, направленный не на повторение уже известного, а на создание нового, так сказать спонтанное творчество. Лера провела для дошкольников Глиняную сказку, где все участники вместе заселяли волшебный лес, а потом наблюдали как в нем оживали вылепленные персонажи.
Поляна – это великолепное явление! Именно такими методами и на таких принципах должно строится образование:
– в одном месте мастера и те, кто хочет научится
– участие в классах добровольное
– каждый может сделать законченный проект и даже вывести его «на рынок»
– много общения и творчества, нет стен, дверей и потолков
– родители рядом, но они тоже участники, со своими целями
И это несомненно стоит того, что бы проехать 400 км от Москвы.