В Перелетной школе есть необычный урок (впрочем, они все у нас необычные) – мы называем его Практика.
Этот урок появился как ответ на следующие вопросы:
– Как обеспечить индивидуализацию и персонализацию в школе – кто-то учится быстрей, а кто-то медленней, кому-то легко дается математика, а кто-то интересуется чтением или совсем не любит писать, а любит бегать и орать во весь голос. Традиционные и известные решения вроде обучающей среды, маршрутных карт, свободного посещения, тьюторов и увлекательной мультимедийной подачи нас устраивали не полностью.
– Как согласовать программу эпохи и программу, по которой занимается ребенок – ведь многие присоединяются к Перелетной школе на несколько месяцев, а потом возвращаются в школы на родине
– Как создать условия для самостоятельности – вот чтобы человек научился сам вспоминать, что ему нужно сделать, выполнять намеченное и приходить за обратной связью
– Как гармонизировать «Хочу» и «Надо» – в основном это касается рутинных, сложных задач, на которые всегда нет мотивации, и которые во взрослом возрасте решаются способом «мнелень»
За основу мы взяли явление, распространенное на Востоке – Практика. Многие школы, традиции и учения, такие как йога, ушу и буддизм используют это слово для обозначения того, что делает ученик (точнее практикующий), обучаясь и совершенствуясь.
Основные принципы Практики в Перелетной школе:
1. Сложно – На Практике должно быть сложно
2. Время – Практика четко ограничена во времени
3. Регулярность – Мы занимаемся практикой ежедневно
4. Самостоятельность – Практика – ответственность практикующего
5. Результат – постоянный прогресс по сравнению с «собой вчерашним»
Обычно задание для Практики выбирается из 4 основных областей:
- математика (например, устный счет)
- письмо (особенно первый класс)
- чтение (часто в парах)
- задание из школы (обычно это рабочие тетради или список тем из учебника)
Часто существует особенная тема, которая является наиболее приоритетной для ребенка и семьи – у нас есть несколько инструментов и внутренних процессов, позволяющих выявлять эти приоритеты, отслеживать прогресс и обеспечивать обратную связь.
Что происходит на уроке
Практика начинается после завтрака. Ребенок и взрослый договариваются о работе на сегодня. Ведущая роль у взрослого: его задача предложить такой объем и сложность задания, чтобы его решение было по силам, но требовало напряжения, концентрации и усилия воли. Обычно это 2-3 задания по 10-15 минут каждое, с возможностью короткого перерыва между. Ребенок сам выбирает последовательность и скорость выполнения, при необходимости он обращается за помощью – к взрослому или другим ученикам (создавая пространство для диалога, практикуя умение просить и получать помощь). Также есть возможность выбрать место практики (у нас есть несколько классов и уютных тихих уголков). Больше всего нам нравятся такой набор задач на урок: чтение, письмо и счет:)
Кроме этого, Практика может естественно расширяться до Игропрактики – с квестами, загадками, играми и беготней, а также зачастую обрастает ритуалами и традициями – например, талисманами или поговорками. Другая сторона Практики – это Работа или Волонтерство, которая может заменять одно или два задания – сделать что-то реальное и полезное для школы и других людей.
Когда лучше начать?
Мы считаем, что с наступлением лета не стоит прекращать Практику. Можно доделать то, что было пропущено или вызывало трудности, или наоборот, сделать что-то помимо школьных заданий и программы.
Можно давать задание на неделю или же на день, можно договориться об определенном времени Практики (например, сразу после завтрака) или же оставить на выбор ребенка (по факту это более сложная практика, требующая готовности и умения). Очень хорошо работают графики, дневники и доски успехов. А также карты предмета – как мы делали в прошлом сезоне. Сильно осложняют Практику отсутствие условий – рабочее место, наличие «не практикующих» детей, случайные альтернативы, вроде гаджетов и телевизора. Длительность практики полчаса-час, не больше.
Некоторые родители и бабушки считают, что «не надо лишать ребенка лета». Наш опыт говорит, что наличие Практики наоборот делает лето, да и жизнь, более структурированной, насыщенной и интересной. У детей всегда были домашние дела и обязанности по хозяйству – часто не сильно сложные и тяжелые, но важные своим осознанием ответственности, самостоятельности и самоопределения. Поэтому Практика летом – это прежде всего возможность роста, а потом уже подтягивание по школьным предметам и наверстывание пробелов.
Всем участникам нового сезона в Гоа мы рекомендуем начинать практиковать, как минимум за месяц до поездки.