Мы достигли середины эпохи Древнего Китая и две последние недели были посвящены Конфуцию и каллиграфии. Обе темы являются центральными в культуре Китая, каждая по своему.

见贤思不齐焉,见不贤而内自省也。
Встретив достойного, думай, как сравняться с ним, встретив недостойного, проверь самого себя

Рядом с классом Манго мы соорудили горку камней. Один камень поставлен на другой, вместе они символизируют процесс учения: если ты кладешь нижний камень надежно, то и верхний будет стоять крепко. Учение Конфуция, которого многие поколения почитают отцом китайской философии, очень близко по духу теме образования и развития.

Поэтому на четвертой неделе мы изучали пять качеств благородного мужа, обсуждали притчи и изречения из ЛуньЮй, говорили о Сыне Неба и роли императора в жизни Китая.

Пять качеств достойного мужа:

  • человеколюбие
  • справедливость
  • следование законам
  • мудрость
  • искренность


В классе появилась табличка, в которой мы отмечали проявленные качества, одновременно на своем опыте решая этические задачи. Например, всегда ли справедливость – это активные действия, или наоборот, воздержавшись от реакции на действия другого, можно стать справедливым. Будет ли проявлением искренности, если сказать человеку, что он поступил не достойно? 

Проявившие качества благородного мужа могли претендовать на государственные должности: министра Церемоний, губернатора класса Манго и другие. На осознании в конце дня министры отчитывались о том, как они проявили себя в конце дня (потому что должность – это возможность проявить себя, а не награда за прошлые заслуги).
В конце недели у нас был императорский экзамен. Строгая комиссия в лице Галины, Лены и Эндрю проверяла знания английского языка и культуры Древнего Китая. Претенденты читали свои эссе, отвечали на вопросы и демонстрировали свои знания. Нам кажется очень важным прожить этот элемент учения Конфуция, почувствовать волнение начала и облегчение конца, показать простую философию «экзамена как возможности, а не опасности».


Также на этой неделе мы смотрели фильм Герой – необыкновенное по красоте и глубине кино, посвященное первому императору Ци Шихуанди и демонстрирующие философию Конфуция в действии. Мы очень осторожно подходим к выбору сильнодействующего контента и считаем просмотры фильмов серьезным семейным переживанием и способом передачи ценностных ориентиров. Поэтому перед показом Героя мы рассказали историю детства императора Ци Шихуанди, а после просмотра обсуждали с родителями понятые послания и воспринятые символы, на своем примере демонстрируя детям свою позицию и мировоззрение.

Первое достижение мастера — единство человека и меча. Когда оно достигнуто, даже травинка может стать оружием. Второе достижение — когда меч существует лишь в сердце мастера, отсутствуя в его руке. Тогда врага можно поразить за сто шагов голыми руками. Но высшее достижение искусства боя на мечах — это отсутствие меча как в руке, так и в сердце мастера. Тогда воин пребывает в гармонии с миром.

Герой был еще правилен и гармоничен из-за темы каллиграфии, которая красной нитью идет через весь фильм. На пятой неделе мы сами изготовили четырех драгоценностей рабочего кабинета: вылепили тушечницу, сделали бумагу, провели химические опыты по получению чернил, наточили перья. Как бы стараясь сделать легкую и неуловимую тему китайского языка более материальной, мы имели дело с глиной и водой, работали руками и проходили процесс от самого его начала, стараясь найти его основания и корни. Также на этой неделе мы, помятуя о сходстве искусства каллиграфии и фехтования, возобновили поединки на тимбарах.

Тема корней была центральной на основных занятиях: на математике мы решали уравнения, с одной стороны, развивая тему алгоритмов и операций, а с другой стороны, превращая сухой язык цифр в каллиграфическое искусство «иксов» и «игреков». Учились умножать в столбик и делить уголком, вспоминали свойства углов и решали задачи.
В русском языке мы проходили состав слова: отталкиваясь от умения находить корень слова, переходили к приставкам и суффиксам, создавая новые слова и учась видеть общее в однокоренных словах. Также переходя на более крупные формы языка мы учились искать основную мысль текста, писать заголовки и определять главные члены предложения.
На окружающем мире мы перешли в социальную плоскость и приступили к изучению различных аспектов экономики. Начали с отраслей экономики. Для этого составили список «что мне надо для жизни», а потом проанализировали какие отрасли экономики производят эти товары или услуги. В результате мы составили список всех отраслей. Продолжая тему производства мы изучали что из чего состоит. Для этого играли в известную игру: наклеивали друг дугу на лоб записки с различными материалами и, задавая вопросы о том, что можно сделать из этого материала, какой он на ощупь, цвет, форму, в каких отраслях используется, пытались угадать «свой» материал.
На литературе практиковали необходимое любому благородному мужу искусство подбирать рифму и писали четверостишья. В конце недели читали китайскую сказку по ролям и готовились к постановке теневого театра.

На следующей неделе переходим к «поэзии в камне» – архитектуре. Будем изучать фен-шуй, проектировать города, закончим строительство гигантской качели, поедем на семейный пикник в древний форт. Посмотрим на диаграммы и формулы, научимся проверять правописание слов, будем много чертить и проживать объем, пространство и перспективу на своем опыте.

P.S. А в понедельник мы показываем теневой театр – вы же придете?

Еще интересные статьи: