Мы достигли середины эпохи Древнего Китая и две последние недели были посвящены Конфуцию и каллиграфии. Обе темы являются центральными в культуре Китая, каждая по своему.
见贤思不齐焉,见不贤而内自省也。
Встретив достойного, думай, как сравняться с ним, встретив недостойного, проверь самого себя
Рядом с классом Манго мы соорудили горку камней. Один камень поставлен на другой, вместе они символизируют процесс учения: если ты кладешь нижний камень надежно, то и верхний будет стоять крепко. Учение Конфуция, которого многие поколения почитают отцом китайской философии, очень близко по духу теме образования и развития.
Поэтому на четвертой неделе мы изучали пять качеств благородного мужа, обсуждали притчи и изречения из ЛуньЮй, говорили о Сыне Неба и роли императора в жизни Китая.
- человеколюбие
- справедливость
- следование законам
- мудрость
- искренность
Проявившие качества благородного мужа могли претендовать на государственные должности: министра Церемоний, губернатора класса Манго и другие. На осознании в конце дня министры отчитывались о том, как они проявили себя в конце дня (потому что должность – это возможность проявить себя, а не награда за прошлые заслуги).
В конце недели у нас был императорский экзамен. Строгая комиссия в лице Галины, Лены и Эндрю проверяла знания английского языка и культуры Древнего Китая. Претенденты читали свои эссе, отвечали на вопросы и демонстрировали свои знания. Нам кажется очень важным прожить этот элемент учения Конфуция, почувствовать волнение начала и облегчение конца, показать простую философию «экзамена как возможности, а не опасности».
Также на этой неделе мы смотрели фильм Герой – необыкновенное по красоте и глубине кино, посвященное первому императору Ци Шихуанди и демонстрирующие философию Конфуция в действии. Мы очень осторожно подходим к выбору сильнодействующего контента и считаем просмотры фильмов серьезным семейным переживанием и способом передачи ценностных ориентиров. Поэтому перед показом Героя мы рассказали историю детства императора Ци Шихуанди, а после просмотра обсуждали с родителями понятые послания и воспринятые символы, на своем примере демонстрируя детям свою позицию и мировоззрение.
Герой был еще правилен и гармоничен из-за темы каллиграфии, которая красной нитью идет через весь фильм. На пятой неделе мы сами изготовили четырех драгоценностей рабочего кабинета: вылепили тушечницу, сделали бумагу, провели химические опыты по получению чернил, наточили перья. Как бы стараясь сделать легкую и неуловимую тему китайского языка более материальной, мы имели дело с глиной и водой, работали руками и проходили процесс от самого его начала, стараясь найти его основания и корни. Также на этой неделе мы, помятуя о сходстве искусства каллиграфии и фехтования, возобновили поединки на тимбарах.
Тема корней была центральной на основных занятиях: на математике мы решали уравнения, с одной стороны, развивая тему алгоритмов и операций, а с другой стороны, превращая сухой язык цифр в каллиграфическое искусство «иксов» и «игреков». Учились умножать в столбик и делить уголком, вспоминали свойства углов и решали задачи.
В русском языке мы проходили состав слова: отталкиваясь от умения находить корень слова, переходили к приставкам и суффиксам, создавая новые слова и учась видеть общее в однокоренных словах. Также переходя на более крупные формы языка мы учились искать основную мысль текста, писать заголовки и определять главные члены предложения.
На окружающем мире мы перешли в социальную плоскость и приступили к изучению различных аспектов экономики. Начали с отраслей экономики. Для этого составили список «что мне надо для жизни», а потом проанализировали какие отрасли экономики производят эти товары или услуги. В результате мы составили список всех отраслей. Продолжая тему производства мы изучали что из чего состоит. Для этого играли в известную игру: наклеивали друг дугу на лоб записки с различными материалами и, задавая вопросы о том, что можно сделать из этого материала, какой он на ощупь, цвет, форму, в каких отраслях используется, пытались угадать «свой» материал.
На литературе практиковали необходимое любому благородному мужу искусство подбирать рифму и писали четверостишья. В конце недели читали китайскую сказку по ролям и готовились к постановке теневого театра.
На следующей неделе переходим к «поэзии в камне» – архитектуре. Будем изучать фен-шуй, проектировать города, закончим строительство гигантской качели, поедем на семейный пикник в древний форт. Посмотрим на диаграммы и формулы, научимся проверять правописание слов, будем много чертить и проживать объем, пространство и перспективу на своем опыте.
P.S. А в понедельник мы показываем теневой театр – вы же придете?