Ощущение цельности и полноты, внутреннего порядка и гармонии являются ключевыми в китайском мировоззрении. Европейскому взгляду с его аналитическим и логическим способом познания очень непросто выйти из привычных шаблонов и увидеть этот Порядок и Единство. Тем интересней нам было погрузиться в философию даосизма, на своем опыте разобраться и познать Дао. Мы посвятили этому две недели.
На первой знакомились с даоскими притчами и китайскими пословицами, старались найти аналогии из своего опыта, когда история или пословица была бы применима. К нам приходил в гости мастер цигун и мы учились управлять энергией ци, а заодно убедились в ее мощи и силе, когда мастер легким и мягким движением разбивал толстые доски. На второй неделе мы логично переключились на тему Бессмертия (ибо тот кто следует Дао становится бессмертным). Слушали истории про Восемь Бессмертных, говорили про пять элементов, обсуждали проявления этих качеств в себе и своей жизни. Мы постарались задействовать все свои чувства в процессе познания — рисовали по мокрому, наблюдая Воду, лепили из глины, изучая Землю, зажигали Огонь и плавили Металл, заливая его в отлепленные формы. К нам приходил в гости врач китайской медицины, показал практику иглоукалывания и рассказал о здоровье.
На уроках математики изучали и проживали тему пространства — изучали понятия площади и периметра, единицы измерения длины. Для этого дети сделали шагомер и сами измерили территорию школы. Старший класс изучал связь пространства и времени — скорость.
На русском языке мы старались почувствовать гармонию и порядок Речи — изучали существительные, прилагательные, глаголы, предлоги. Играли в слова, учились их согласовывать друг с другом, создавать текст и видеть особенность свойств каждого слова, будь то склонения прилагательных или неопределенная форма глаголов.
На окружающем мире тема общности и движения развивалась в ключе географии. Мы путешествовали по карте по странам и континентам, узнавали про языки и людей, которые на них говорят.
На литературе читали Джеральда Даррелла о его детстве на о.Корфу, Чуковского «Водители фрегатов», о русском мореплавателе Иване Крузенштерне и его проекте водного пути в Русскую Америку – ведь Дао это еще и Путь и Направление, и без этих рассказов наше проживание вряд ли было бы полным.
На следующей неделе мы обратимся к Конфуцию, будем изучать пять качеств благородного мужа, играть в Императора и Министров, сдавать экзамены и участвовать в арамбольском параде. Научимся складывать и умножать в столбик, делить уголком, построим алгоритмы — что очень созвучно конфуцианской идеи государства. Изучим состав слова и его части, продолжим заниматься каллиграфией и живописью, сделаем фонарики к наступающему китайскому Новому году.