В октябре прошлого года мы рассказали о детском саде и начальной школе, которые мы будем делать в Арамболе. Мы хотели вальдорфскую педагогику, детскую площадку, пермакультурный огород, пространство для занятий и «садовниц». Было много разговоров про начальную школу, про принцип свободы в обучении, семейное образование и дополнительные мастерские по принципу открытой школы.
В декабре детский сад и начальная школа «Зернышко» приняли первых детей. В общей сложности мы прожили 15 эпохотчеты об эпохах и праздниках, каждая из которых состояла из своих игр, хороводов, рукоделия и праздников. Нам удалось построить дружелюбный к детям ритм дня и создать атмосферу открытого общения и уважения (читайте Частые вопросы).
Интересно, что в детский сад приходили самые разнообразные дети, каждый со своей историей, привычками и даже культурой и жизненным опытом. Это было очень важно – не замыкаться и не избавляться от «неправильных». Здесь, в Зернышке, границы дозволенного и правила другие, чем в других местах, они дают больше свободы и какие-то более простые и универсальные. У нас запретов очень мало и они очень понятны своими последствиями, а взрослые не стремятся указывать, что делать или контролировать каждый шаг, а просто показывают на своем примере, как можно делать. Развивающее, но безопасное пространство позволяло проживать детям те или иные свои жизненные ситуации и решать свои конфликты, научиться чему-то новому и построить с кем-то отношения. Очень приятно и удивительно было обнаруживать первых посетителей задолго до начала сада; мы заметили, что Зернышко – это не то место, куда «отводят», а то, куда надо упрашивать тебя отвести, и даже куда могут пригрозить перестать приводить (так сказать в воспитательных мерах:)).
Во многом удалось достичь даже большего, чем планировалось изначально:
5 поводов любить Зернышко
– каждый день рукоделие, игры и сказки объединенные одной темой-эпохой – целый день на открытом воздухе, даже обед – удивительные сказки и праздники, и никаких «мультиков на компьютере» – продуманный ритм дня и взрослые, не дающие указания, а показывающие пример – бамбуковая площадка и удивительные дополнительные занятия
- Взрослые в детском саду (они же садовницы:)) были семейными парами, которые создавали сбалансированные модели поведения. В детском саду, где не принято указывать детям, что делать, такая невербальная коммуникация играет очень важную роль в общем процессе
- У нас сформировалось достаточно комфортное, но в тоже время разнообразное расписание дополнительных занятий: английский (а куда без него), керамика, спонтанный театр, сольфеджио, а также встречи и занятия для взрослых
- Наше пространство постоянно развивалось – на огороде спели овощи, на площадке добавлялись и переделывались элементы, да и в самом быту происходили перемены. Поскольку это происходило на глазах у детей и при их непосредственном участии, нам кажется, что им удалось получить ценный опыт из серии «я могу изменить этот мир».
- У нас были субботние приключения – мы все вместе ездили в древние, поросшие джунглями форты, изучали земледелие на эко-ферме, играли с законами природы в музее наук и планетарии, а также многое другое. Такие выезды – это конечно совсем другое, чем если делать их с родителями. Это не простое развлечение билет+мороженное, а целое приключение с людьми, которые видят мир с той же высоты, что и ты.
Школа
Начальная школа функционировала в режиме экспериментальной площадки. Нам удалось попробовать два режима: подготовки к сдаче экзаменов и свободные занятия-погружения. Это было очень хорошо и полезно, так как мы поняли несколько принципиальных вещей:
– подготовка к сдаче экзаменов – это отдельный процесс, который требует напряжения и связан с некоторым конфликтом в плоскости «надо-хочу». Мы не беремся судить о способах решения такого конфликта, но совершенно очевидно, что родители не должны самоустраняться из этого процесса.
– свободный ритм и возможность выбора требует от ребенка определенных навыков. Некоторые способны учиться практически самостоятельно, лишь прибегая к помощи взрослых в части организации дня и контроле-консультациях. Другим же сама среда должна задавать ритм – не скажу, что это комфортно для среды, но правило «сначала занятия, потом игры» для некоторых более приемлемо и в чем-то даже легче.
Про родителей
Мы очень гордимся, что к нам ходили дети, родители которых сами вели прекрасные детские занятия и у которых был выбор ходить в другие места (порой даже бесплатно!). Для нас это является доказательством, что мы действительно создали правильную атмосферу и сумели реализовать правильные принципы и идеи. Вообще, как это ни удивительно в ситуации Гоа, к нам практически не приходили родители, которые хотели «отделаться от детей», сдать их «на время party». Мамы, папы, бабушки приходили на праздники, водили хороводы, делали подарки для дней рождения и праздников и внимательно слушали, что говорят их дети. Часть этих отзывов мы сняли – так что следите за нашим каналом на Youtube.
С точки зрения организации мы довольны сотрудничеством с нашими партнерами и индийскими поставщиками. Может нам просто повезло, но все сложные ситуации, которые просто неизбежны при организации русского вальдорфского детского сада в Гоа и управлении многочисленными хозяйственными делами, решались конструктивно и оперативно.
Большие Планы
В следующем сезоне (зима 2013-2014) детский сад и начальная школа опять откроют свое пространство для детей и родителей, зимующих и просто отдыхающих в Гоа. Основные приоритеты и возможности, которые мы будем реализовывать в следующем сезоне:
– изменится зонирование пространства – оно станет еще более уютным, интересным и тенистым. Добавятся зоны Мастерской (с настоящими инструментами и материалами, работа с которыми так нужна мальчикам) и Игротека (для тихих и спокойных игр, будь то куклы и домики или настольные игры и головоломки). Расширится Учебная зона и конечно поменяется Игровая площадка. Мы придумали, как использовать пространство рядом с забором – там будут всякие стационарные штуки вроде переливайки и музыкальной стены. Около огорода построим душ, совместив приятное с полезным, помывку с поливомJ
– Расширится сетка дополнительных занятий, при этом мы постараемся соблюсти принцип «особой цены» для постоянных посетителей Зернышка. Мы хотим запустить Родительские мастерские, где родители могут встречаться, общаться и делать что-то руками, создавая развивающее комьюнити для детей (этим летом отрепетируем этот формат). Также будут Кружок экспериментов и Деловой театр. Будет больше занятий для малышей с родителями и для более старших детей (Мягкая Школа для мальчишек и Свободный Танец для всех). Ваши идеи и предложения по тому, что можно еще добавить, или что вы можете проводить, сильно приветствуются!
– Для начальной школы мы расширим диапазон покрываемых компетенций: от получения навыков чтения-письма-счета, подготовки в объеме школьной программы и сдачи экзаменов на Родине до отслеживания собственных целей, построения программы и реализации коллективных проектов. Если вы хотите уехать зимовать в Гоа, но вас останавливает школа – обращайтесь, обсудим возможные варианты.
Итоги сезона Гоа зима 2013-2014
Хотим еще раз сказать спасибо всем детям и родителям, с которыми мы взаимодействовали в этом сезоне – мы очень рады познакомится с вами и до новых встреч!
Привет! Вы молодцы! Очень интересно читать. В город Мск собираетесь?
Привет! Спасибо.
Собираемся, но только в июле:)
Скажите, а осенью 2014 или зимой 2014-2015 будет продолжение? Где можно подробней инфу почитать? спасибо!
День добрый!
Продолжение конечно будет: вот немножко планов на Сезон 2014-15, там же анкета для записи на новый сезон.
В ноябре как обычно школа и детсад начнут работать в Арамболе..