Для меня участвовать в детских занятиях – это что-то среднее между прослушиванием джазового концерта и участием в футбольном матче – и то, и то требует определенной подготовленности, а иначе попадаешь в совершенно странную ситуацию, в которой ты минимум бесполезен и не нужен, а максимум борешься с ветряными мельницами и пытаешься выглядеть прилично (или быть хорошим родителем).
Ведь как это обычно происходит: ты решаешь повести ребенка на какое-то занятие, тащишь его в незнакомое ему место, стараясь скрыть собственную неуверенность и страх, торопливо рассказываешь «как там будет интересно». Потом, на занятии, все время пребываешь в напряжении, стараясь удержать внимание ребенка и контролировать его поведение, а он как назло не интересуется или наоборот слишком интересуется чем-то, и не хочет петь песенки, показывать домики и заниматься с пособиями. Под конец занятия ты начинаешь отчаянно бороться с собственным сном и одновременно торопливо привлекать внимание карапуза на оставшиеся «оплаченные» пособия. А в конце пытаешься для себя решить, стоит ли продолжать, и не будет ли в следующий раз «все по-другому».
Есть, на мой взгляд, несколько простых идей, которые могут изменить отношение родителей к детским занятиям.
1. Выберите свою роль
На обычных занятиях родителям отводится второстепенная поддерживающая роль – то принеси, здесь убери. Ну а почему бы не попробовать стать участником и делать что-то наравне с остальной группой или взять роль учителя на себя, и тогда занятие несколько модифицируется – из линейного оно превратится в многоуровневое, когда ведущий взаимодействует с группой родителей, а каждый родитель уже занимается со своим ребенком.
2. Расскажите ребенку что ему ожидать
Проговорите с точностью до смешных подробностей, как вы вместе оденетесь, соберетесь, пойдете-прийдете, будете делать там и вернетесь. Постройте мостик между привычным пространством и тем, куда вы собираетесь пойти. Опишите свою роль и объясните, почему вы хотите пойти на это занятие. Не как это будет интересно ему или почему это для него полезно, а почему вы идете на эти занятия с ним. Ну а если он не хочет? Что ж, вам нужно договорится заранее, и пусть угрозы и подкуп не будут вашим выбором в этом процессе.
3. Придите заранее
Дайте время освоиться в новом пространстве себе и ребенку. Делается это достаточно просто – посмотрите вместе, что есть интересного в этом месте, зайдите, залезьте или загляните повсюду (понятно, стараясь не помешать остальнымJ ), посидите на разных стульях, поговорите с людьми. В общем, освойте пространство. Отдельно важно поговорить с ведущим, показать ребенку ваше отношении к нему, дать почувствовать, что вы можете взаимодействовать с этим человеком, что он не «страшный незнакомец»
4. Дайте сделать самому
Это очень серьезная вещь – практически не встречал родителей, которые способны просто наблюдать и сохранять эмоциональную вовлеченность в то, что делает ребенок, но при этом не помогать ему, не делать за него и не советовать. Попробуйте простой прием – не вмешиваться в процесс до тех пор пока вас об этом не попросили. Не пожаловались, не рассказали, что не получается, а именно попросили о помощи.
5. В гостях у детства
Конечно, нам кажется, что раз это детское занятие, то родители тут «сбоку», просто должны переждать и отсидеть положенное время. Такая установка практически убивает всю атмосферу – ну разве что находятся активные мамы, которые начинают активно развлекать детей, тем самым просто переворачивая все с ног на голову. Постарайтесь использовать время занятия для того, чтобы отключится от привычной обстановки и забот. Почувствуйте насколько вам легко и интересно делать что-то со своим ребенком. Это ценное время, в чем-то сродни медитации – постарайтесь быть здесь и сейчас, а проблемы пусть подождут, в конце концов считается, же что в детстве проблем не бывает
6. Узнавать ребенка
Попробуйте усложнить себе задачу – не просто участвуйте в занятии, а одновременно наблюдайте за ребенком и собой. Какие он испытывает чувства, что ему интересно, а что не интересно. Как эти наблюдения отзываются в вас? Получается ли подстроится и гармонизировать ваши состояния и пространство занятия? Такой подход способен рассказать вам о ребенке и вас гораздо больше, чем недели жизни в обычном ритме.
7. Не спешите уходить
Конечно, все дело в эффективности и ограниченности занятия по времени. Надо все успеть и бежать дальше. Но на хороших занятиях обычно всегда есть 15-20 минут после окончания, когда группа заканчивает свои дела и участники могут завершить свои начинания, родители пообщаться, а дети поиграть в уже обжитом пространстве.
Интересно, как обычно родители оценивают детское занятие
Самый простой способ – смотреть, участвует ли ребенок. Но этот способ не очень хорош – детям часто нужно время, чтобы освоится, и не все дети сразу входят в ритм занятия. Особенно это хорошо видно на малышах, которые еще не говорят или только начинают ходить. Кажется, что они заняты чем-то своим, что если их не удерживать «на коротком поводке», то занятие пройдет без пользы. Но спустя несколько занятий родитель вдруг с удивлением замечает, как ребенок, оказывается, все слышал и все понял, просто на тот момент это было для него слишком быстро или страшно или как-то по другому.
Другой способ оценить – это появление нужных навыков и умений. Но все-таки важнее навыков – это атмосфера занятия и тот совместный опыт, который появляется на занятии между родителем и ребенком.
Продвинутые родители иногда спрашивают у ребенка, понравилось ли ему занятие. Ответ на такой вопрос обычно вызывает гораздо больше новых вопросов – а почему, а как хотелось бы, а что другие дети, а какая роль родителя, ну и т.д. Ну и важно следить, не пытаемся ли мы добиться «правильного ответа» в стиле «думай Петька, думай».
Еще бывают оценки по качеству инвентаря, легкости дороги, зажигательности ведущего, отделки помещения, приятности компании и т.д. и т.п.
Играли ли вы в когда-нибудь в МПС? Так вот с оценками точно также – у каждого они свои, но то, что способно поставить этот процесс на осознанную основу, это понимание своих целей. Оценки тогда появляются как естественное продолжение цикла постановки целей – Спланировать-Делать-Оценить и нужны для понимания, продвигаетесь ли вы к цели или нет.
Поэтому если вашей целью является создание контакта с ребенком через проживание совместного опыта, то имеет смысл выбирать такие занятия и мероприятия, в которых вам тоже будет интересно и вы сможете чему-то научится.