Закончился семейный лагерь на Обском море. В лагере приняло участие около 50 участников или 17 семей с детьми от 10 месяцев до 12 лет.
Все прошло просто в волшебных тонах: в то время, пока в Новосибирске был сильнейший за последние 50 лет град, мы лишь иногда прятались от дождика. Над нами светило солнышко, шумели сосны, мы купались, рано просыпались на зарядку, а вечером пили чай из алтайских трав и листьев смородины.
Темой лагеря было Пространство Любви. В наш рациональный век как-то уже привычно, что все можно параметризировать и проследить взаимосвязь компонентов. Ведь можно же, наверное, было спросить себя: как велико мое пространство любви, распространяется ли оно только на меня или мой дом, а может это пространство вообще определяется не территорией и границами, а людьми и нашими отношениями с ними? Что внутри этого пространства: вещи, стены, природа, люди, идеи? Как это все распределено и расположено: нужен ли дом, чтобы защищать или чтобы собирать, есть ли в нем люди, которые находятся близко, а вещи в нем – это наши ценности или ценности других людей, собранные и бережно нами хранимые? Ответы записать в список и на его основе определить план действий.
Но идея была сделать все несколько по-другому – ведь мы знаем бесполезность готовых ответов.
В первый день мы рисовали и говорили о своих рисунках. Мы обсуждали, как проходило создание на бумаге образа пространства любви и как в этом участвовали дети. Ведь в пространстве любви должно найтись достаточно места и для их роста, да и для роста родителей тоже. Во второй день мы занимались звучанием, так как любовь очень похожа на звучание: это то, что исходит изнутри нас, это вибрации, которые не потрогаешь, но зато можно почувствовать, и не зря, невозможно заставить человека любить или петь, а влюбленным просто хочется петь, без всякого принуждения. А ведь основой пространства любви как раз и является отсутствие принуждения. С помощью звука мы практиковали очищение и наполнение любовью, после чего перешли к дарению, отданию любви, исследуя возможные каналы передачи. На третий день мы занимались глиной – играли в семейные сказки и создавали чашу. И тут не обошлось без сюрпризов: сказки получались какие-то метафоричные, а чаши рассказывали о создателях ничуть не меньше, чем их страница ВКонтакте. На четвертый день мы занялись сохранением нашего пространства любви, и поскольку это не что-то, что можно оспорить в суде или зарегистрировать в общероссийском реестре, то сохранность нашего пространства любви зависит в первую очередь от нас, и чтобы помнить об этом, мы сделали амулеты. В крайний день мы устроили путешествие, где наполнили силой места наши амулеты и нарисовали наше общее пространство любви, которое мы создали за пять дней в нашем семейном лагере.
Еще после обеда наша любимая Вера проводила семинар Как говорить с ребенком. Как оказалось, прочтение книги и участие в семинаре это две очень большие разницы в эффекте. Если с книгой наиболее волевые из нас способны еще начать делать упражнения и внедрять изменения в свою зону комфорта, то на семинаре это обязательный минимум, а наиболее важное – это обмен опытом участников (а они подобрались вполне себе опытными!) и разбор личных, совсем не книжных ситуаций. Так что позанимавшись Мягкой Школой, насытив подрастающее поколение нашим контактом и вниманием, мы усаживались в кружок на пляже и разбирали вопросы принятия чувств, отношения с супругами и своими родителями (ныне бабушками и дедушками), обсуждали, как хвалить ребенка и прочувствовали эффект наказаний. Мы очень рады тому, что нам удалось самим поучаствовать в этом семинаре и что семинар так удачно вписался в тему лагеря.
Также Наташа (спасибо ей огромное!) проводила музыкально-игровые встречи с детьми (мы сами хотим теперь узнать как играть в Тише едешь дальше будешь), для более опытных участников устраивались квесты по поиску сбежавшего зайца, для мам была сказочная баня с березовыми вениками и запахом полыни. А еще все были просто в восторге от игры в Ангела-хранителя (настолько, что это стало одним из главных событий на финальном шеринге).
Интересно, как взрослые к середине лагеря начали с удивлением говорить о том, что лагерь больше для родителей, чем для детей. Мы по этому поводу частенько вспоминаем Франсуазу Дольто:
Поэтому мы очень рады когда взрослые увлекаются, когда им интересно САМИМ, а не потому, что это полезно для детского развития. Очень было здорово слышать, что кто-то открыл заново для себя рисование, а кто-то познакомился с глиной и влюбился в этот удивительный материал и это волшебное действо. Было очень весело, когда после довольно сложной подготовки и работы со звучанием, мы все сели в кружок на сцене и забабахали Тумбу-Тумбу и Во поле березка стояла каноном.
Ну а что дети? Как обычно, получившие свободу и пространство они очень быстро адаптировались, подружились, подстроились под ритм лагеря и даже (некоторые) перестали вспоминать о компьютерах и гаджетах, а вдохновились луками, стрелами, костром и мячом. Конечно, семейный лагерь это не дом отдыха, где все отдыхают от всего и вся. Это скорей интенсивный (и даже экстремальный, кому сколько нужно) тренинг-практикум, где в чистом виде становятся понятны многие аспекты наших отношений в семье, с детьми и самим собой. И результаты которого, как заряженные солнцем аккумуляторы, будут долго согревать наше пространство любви позволяя нам развиваться и жить в нем, так как мы этого хотим.
Хотим выразить нашу теплую благодарность всем участникам лагеря – так как мы точно знаем, что атмосфера и энергия лагеря определяется не местом, не темой и не ведущими. Она определяется теми, кто участвует, кто задает вопросы, договаривается с детьми, играет в игры и занимается рукоделием. Будем рады встретится с вами снова!
Trackbacks/Pingbacks