Доброе дело, как и честное слово, понятие неоднозначное и требующее некоторого жизненного опыта. Поэтому на прошлой неделе у нас была Неделя Добрых Дел.
Доброе дело, как и труд, стало чем-то социальножелательным, чем-то, за что поощряют и любовь к чему воспитывают. Все эти кнуты и пряники конечно дрессируют, но этическое чутье от них несомненно притупляется. У нас в детском саду главное – это личный пример и стремление ему подражать. Поэтому эта неделя больше создавала пространство для роста взрослых – очень не просто, будучи родителем, замечать добрые дела детей и корректно на них реагировать.
Родителям так часто приходится ставить рамки и защищать границы, что когда происходит что-то правильное и вызывающее «ту самую родительскую гордость», мы считаем, что так и “должно быть”. Процесс одобрения или неодобрения происходит автоматически, бессознательно (и по большому счету, не так уж важно, что мы говорим при этом) – поэтому всю эту неделю мы старались увидеть в простом течении жизни дела и действия каждого, которые нам кажутся правильными и желательными. Все эти ситуации и дела мы бережно записывали в специальную Книгу Добрых Дел. За столом разумеется рассказывались истории про св.Николая, а также не был забыт О’Генри (вроде эта история называется Дары Волхвов – мы ее вспомнили, как пример того, что люди важнее вещей). Из рукоделия основное время красили ткань, шили из нее мешочки (этика этикой, а подарки на св. Николу никто не отменял), лепили.
Сам праздник начался с того, что маленькая синяя птичка, села на плечо Лере и прощебетала, что ее подружка видела какой-то мешок. Все разумеется сразу заинтересовались этой темой и вскоре обнаружили упомянутую подружку и виденный ею мешок. В мешке оказалась какая-то чудесная красивая книга. Мы все уселись ее читать и обнаружили, что там записаны добрые дела, которые совершил каждый ребенок (и не важно сколько тебе лет 7 или 2 года). А еще в мешке были сшитые ранее нами мешочки, и не пустые!
Напоследок маленькая памятка, как родитель может отреагировать на Доброе Дело или просто на рисунок или проявление ловкости в стиле «Мама смотри!»
Памятка «Как хвалить ребенка»
- Опишите, что видите (так, как вы бы записали это в Книгу Добрых Дел, может быть даже используя третью позицию в стиле «Тая помогла Лере собрать игрушки»)
- Расскажите про свое отношение к этому и свои чувства (конечно через Я-сообщение, что-то вроде «Я знаю..» и «Я чувствую..» по этому поводу)
- Подытожьте одним словом (и пусть это слово будет не «Молодец», а «Спасибо!», если что-то более содержательное в голову не приходит)