Наш детский сад в Гоа работает с начала декабря. Что за это время у нас происходило?
В вальдорфских детских садиках вся жизнь организуется в особом ритме – эпохами, каждая из которых гармонично сочетается с природным ритмом и состоянием окружающей природы. Эпоха приносит с собой свои игры, песни, занятия и рукоделие. Завершатся эпоха праздником, который несет в себе символический смысл и подводит итог.
У нас прошло уже две эпохи: огородная и рыцарей.
Как мы делали огород
Огород это важный элемент пространства садика. В современных условия детям практически не остается шансов увидеть и понять, откуда получается пища на нашем столе («конечно из супермаркета!»). Ощущение причастности к круговороту жизни и собственный опыт инициации новой жизни (пусть это и маленький росток чечевицы) нам кажется очень важным.
У нас на участке есть «родник» – маленький гейзер из текущей с незапамятных времен городской водопроводной сети. Поэтому решение в выборе места огорода пришло само собой – мы расширили «русло», бережно обозначили границы огорода кирпичами, навалили веток (для того, чтобы излишки воды проходили дальше) и насыпали гряду (которую мы скромно называем «пермакультурной»), взяв почву, которая накопилась, пока делали песочницу.
Мы успели посадить подсолнухи, арбузы, маш, чечевицу, помидоры, огурцы, тыкву и перцы. Ананасам и папайе тоже нашлось свое место. Лера нарисовала красивые таблички, которые мы торжественно установили рядом с нашими посадками.
Мы играли в «огородные игры» и пели «огородные» песни. Из рукоделия мы делали кукол из «кукурузы», начали строительство хижины с соломенной крышей, рисовали желтым цветом по мокрой бумаге и делали соломенных домовых. В конце недели появились первые ростки – вот было радости!
Рыцари и Принцессы
Следом наступила эпоха посвященная рыцарям и принцессам. Это конечно была подготовка к празднику небезызвестного Святого Михаила, во время которого мы учимся мужеству, доброте и смелости. Как это часто бывает, праздник не имел какой-то религиозной окраски, но при этом имел вполне четкое символическое значение – посвящение в пол, осознание себя мальчиком или девочкой, рыцарем или принцессой. Мы сделали большого дракона, играли в «рыцарско-принцесные» игры и делали мечи. Интересно, что тема рыцарей не сильно охвачена современным медиа-бизнесом: драконы пожалуйста, принцессы сколько угодно, а вот рыцари как-то не в почете (возможно в тамошней культуре за последними закрепилась не очень хорошая слава из-за крестовых походов? А может сложности с правообладателями..).
Заканчивалась эпоха посвящение в рыцари и принцессы. К нам с особой миссией прибыл настоящий рыцарь и принцесса, с которыми мы разыграли наш хоровод-спектакль на тему Спящей красавицы, на которую напал страшный дракон, а отважный рыцарь ее освободил, потом были испытания и закончилось все настоящим посвящением, с преклонением колена, выдачей отличительных знаков и меча и выпиванием напитка силы. Это был очень волнительный момент – я смотрел в глаза детей и не видел там игры или обычного для современных детей вопроса «и это все?», я видел принятие решения, и видел как по-разному каждый к этому решению приходил.
С этой недели наступает новая эпоха со своим праздником: подготовка с зимнему солнцестоянию и празднику Фонариков. Будем делать фонарики, шить гномиков, прятать клады и конечно готовиться к празднику. Про символическое значение солнцестояния сказано уже много, добавлю только, что вся эта история с наступлением темноты и верой в то, что свет обязательно победит, важно ничуть не меньше, чем перинатальные матрицы (да и во многом их напоминает).
Присоединяйтесь!
Про наши школьные дела напишем чуть попозже.
Trackbacks/Pingbacks