Давно хотели рассказать про наше сокровенное, скрытое от посторонних глаз. Те, кто принимал участие в Перелетной школе и даже те, кто просто читал наши отчеты, с благоговейным восторгом и ужасом удивляются: как и откуда берутся все наши идеи, игры, проекты, занятия, мастерские и прочие интересности.
Ответ прост: у нас есть Программа.
Устроенна она так:
- Эпоха: девять недель, посвященные определенной культуре (Древняя Греция, Древний Египет, Древний Китай,..). В течение эпохи тема культуры развивается и пронизывает все аспекты жизни в школе, синхронизируя и объединяя различные аспекты жизни нашего сообщества
- Мировая Культура: первое занятие дня. Мы считаем культуру многомерным пространством смыслов, символов и образов, более широким и глубоким, чем просто искусство или мифы. На этом занятии мы учимся взаимодействовать с новыми способами жизни, узнаем себя и создаем новое – предметы, отношения, смыслы. Мы начинаем день с этого импульса, развивая и продолжая его на остальных занятиях в течении дня
- Интеграция: темы уроков синхронизированы с темами эпохи. Например, на неделе Героев и легенд мы изучаем глаголы и их свойства, потому что Герой – это прежде всего Действие. Это активная неделя, поэтому потребность в выражении в словах своих действий и чувств возникает постоянно, и становятся очевидны и естественны такие абстрактные темы как время, род, число.
- Разные каналы обучения: подвижные игры, рукоделия, эксперименты, квесты, тетради, диалоги, споры, размышления. Каждый урок обязательно состоит из Движения (и познания через Тело), Творчества (и правополушарного, интуитивного, целостного познания), Анализа (и интеллектуального, логического познания)
- Математика: тематически программа отталкивается от учебника Петерсон, но мы творчески переработали и выстроили блоки в соответствии с логикой культуры. Геометрия у нас гармонично развивается из Архитектуры, а начало Алгебры мы выводим сами экспериментальным путем, а потом проверяем в подвижной игре.
- Русский язык: тематически базируется на учебнике Рамзаевой, но идеологически мы считаем изучение родного языка (а особенно его письменной формы) практикой самовыражения и самоосознания. Поэтому у нас много каллиграфии, сочинительства и анализа свойств языка. Умение писать это не просто инструмент, а творческий акт. Правила и орфограммы не имеет смысл заучивать, но очень интересно исследовать и экспериментировать с языком, нащупывая основы и выстраивая грамотность.
- Литература: индивидуальный список. Наши занятия литературой больше напоминают занятия риторикой, логикой и этикой. Мы учимся работать с текстом и проживаем комплексные ситуации большой жизни, делая выбор и наблюдая его последствия
- Окружающий мир: темы синхронизированы с учебником Плешакова, но разворачиваются особенными блоками (Земля, Небо, Люди и т.д.), позволяя глубже проникнуть в явление и найти в нем свои смыслы, области интересов и факторы мотивации. Отчеты с уроков⇒
- Практика: ежедневно практикум самостоятельность, ответственность, умение преодолевать трудности, расти и двигаться к цели. Узнать больше⇒
- Английский язык: ежедневно, творчески и весело. Много общения, движения и свободы. У нас две группы: начинающие (говорят и слушают) и продолжающие (пишут и читают).
- Мастерские: после обеда, по выбору ребенка. Разумеется, согласуются с эпохой, раскрывая новые темы и слои. Самое важное в этой части: ситуация выбора и самоопределения. В одном классе могут собраться дети разных возрастов.
- Осознание: ежедневно учимся рефлексии, осознаем свои успехи и достижения, отслеживаем движение к цели, корректно разрешаем проблемы и конфликты, получаем опыт “Я могу это изменить”
Уф-ф-ф!
Программа каждого сезона уникальна и не повторяется, собственно, как и настоящая жизнь.
Однажды мы посчитали, что на предсезонную подготовку (где определяются основные моменты и связи программы нового сезона) коллектив Перелетной школы тратит сотни человеко-часов. На работу с программой во время сезона времени тратится на порядок больше. Так что это действительно уникальный, сложный и в тоже время красивый и увлекательный процесс, в котором принимают участие классные учителя, родители, дети, ведущие занятий и мастерских.
Программа Перелетной школы – это живой и естественный процесс, один из основных среди тех, которые происходят в нашем образовательном сообществе. Упрощение, уплощение, стандартизация, необдуманное применение готовых решений, учебников, методик – убивает и уродует его. Полноценная, а не формальная жизнь, детство и взросление, познание и развитие не возможны в рамках среднего и обычного. Поэтому программа Перелетной школы ориентирована в первую очередь на тех, кому не достаточно среднего образования, кто ищет новые горизонты для себя и своих детей, кто готов идти дальше, готов идти в своем направлении.
Расписание обычно выглядит так:
Расписание дополнительных занятий смотрите здесь
Про программу можно почитать также в Частых Вопросах.