Пять лет – много это или мало? Ребенок за пять лет учится ходить, говорить и отпускать родителей, яблоня начинает плодоносить, а дом требовать ремонта. За пять сезонов в Гоа садик Зернышко и Перелетная школа успели один раз переехать, сжечь пять раз Масленицу, подружиться 600 семьями и съесть более 10000 порций обедов.

Гоа Арамболь школа детский сад

Дети

У всех, кто приходит в садик Зернышко или Перелетную школу есть одно общее – они все разные. Кто-то любит лазить по деревьям и делает это ловко, а кто-то виртуозно строит волшебные замки из чурочек и пенечков, кто-то играет шумно и неудержимо, а кто-то предпочитает укромные домики и степенные разговоры. Кто-то  легко схватывает математику, а кому-то удается писать без ошибок. Кто-то не может сидеть на месте, а кто-то пока еще не научился говорить о своих чувствах и потребностях. Но что мы точно знаем, к чему мы стремимся и что наблюдаем из сезона в сезон – наша волшебная атмосфера благотворно воздействует на всех детей. Кто-то становится смелей, а кто-то наоборот начинает прислушиваться к себе, для кого-то отрывается новый сказочный мир, а кто-то пробуждается для мира реального.

наша волшебная атмосфера благотворно воздействует на всех детей

Конечно, в Зернышке этому маленькому чуду способствует вальдорфская педагогика и наши чудесные садовники, соединяя в очень тонком и мудром процессе и многолетний опыт, и интуитивное понимание Детства. В наш детский сад детей не сдают и даже не отводят, а дети приходят с радостью. Мы не занимаем детей и не готовим к взрослой жизни. Потому что всему свое время – и если ты в детстве не ходил колядовать, если ты не смотрел зачарованными глазам на работу кузнеца, если не погружался в волшебный мир сказки, то что-то важное будет упущено.

Arambol kindergarten

В Перелетной школе мы уделяем много внимания атмосфере удивления, вдохновения, открытий. Мы учимся не просто писать или решать задачи, а стараемся увидеть что-то большее, найти, изобрести свой смысл происходящего, осознать себя. Это очень просто и в тоже время очень сложно. Просто потому, что это естественно для человека – заниматься тем, что ему интересно и важно. Потому что Древние культуры, будь то неизвестные и далекие майя или «родные» древние славяне, пробуждают в человеке архаичные символы и базовые смыслы, взаимодействие с ними (особенно в детстве, когда голос современности и настоящего еще не столь силен, как у взрослых) это возвращение к истокам, пробуждение в себе могучих сил и открытие новых горизонтов. И это в то же время сложно, потому что сложно не свалиться в шаблоны, не пойти по накатанной, не скатиться к безопасному, известному и понятному. Конечно, проще раскрашивать фломастерами заранее подготовленный шаблон, чем каждую секунду спрашивать себя: Почему?, Зачем?, Какое мое отношения к этому? Как я могу это изменить?

русская школа в Гоа

В этом сезоне мы сделали серьезный шаг в сторону демократического образования – мы дополнили Осознание, добавив к практике по развитию навыков рефлексии и культуры общения площадку для обсуждения идей и проблем. Началось это во время школьного лагеря в виде Совета племен, а продолжилось на эпохе культуры Древней Руси уже как Вече, на котором каждый мог поднять любой вопрос или проблему, предложить идею или проект. Конечно, это фантастически важный опыт – одним из ключевых умений перелетношкольника является готовность к действию.

дети учаться

Взрослые

Ну а что же взрослые – учителя, садовники, ведущие занятий, родители? В этом сезоне у нас сложилась просто супер команда, команда-мечты для школы, в которой осуществляют мечты. Это и волшебная Женя, которая сделала серьезный шаг от активной мамы в учителя Перелетной школы, принеся в первые классы лучшие практики вальдорфской педагогики и свой широкий педагогический кругозор, и чудесные Ольга и Кирилл, которые гармонизировали пространство детского садика, и создали безопасную дружелюбную и творческую атмосферу.

север гоа сад

Зернышко и Перелетная школа это пространство возможностей, взлетная полоса, место, где исполняются давнишние мечты и реализуются самые смелые планы

занятия русской культурой кокошникиКак это часто бывает (у нас в Гоа), не обошлось в этом сезоне без удивительных совпадений. Так мы познакомились с Брайном и Нелли, которые вели английский язык, как в школе, так и для взрослых и младших детей. Это случилось, как ответ Вселенной на наш запрос «пусть появится волшебный native speaker, с опытом преподавания и широким кругозором». Вселенная была даже слишком щедра – Брайн не только закончил философский факультет, но и еще оказался мужем Нелли, у которой  диплом учителя музыки и большой опыт организации детских мероприятий. Другой не менее невероятный случай случился во второй половине года, когда в ответ на наши молитвы появилась сказочная Наталья, которая не только великолепный педагог с внушительным послужным списком и целым чемоданом дипломов, наград и медалей, но еще и имеет большой и глубокий опыт погружения в культуру Древней Руси (!!!). И такие чудеса происходят у нас постоянно.

В этом сезоне было очень много театральных проектов: родители ставили традиционный рождественский спектакль, разыгрывали пьесу по эпосу майя, показывали сказку к Колядкам. Наша любимая Калибри поставила в невероятно короткие сроки  новогодний спектакль и реализовала очень амбициозный проект мюзикла «Бременские музыканты». Ну и конечно, фееричная Лена регулярно радовала нас премьерами по мотивам детской классики. Нам кажется, эта «театрализация» очень важной тенденцией – потому что это переход от модели «Зрителя» к модели «Участника», который не просто «потребляет контент», а создает и творит.

Но особенно приятно и важно для нас, что садик Зернышко и Перелетная школа является для всех пространством возможностей, взлетной полосой, местом, где исполняются давнишние мечты и реализуются самые смелые планы. Иногда нас спрашивают « как это возможно приехать на полгода, бросить привычные декорации – города и карьеры?».  Но то, что мы видим из сезона в сезон поражает и удивляет – все, кто участвовал в Перелетной школе и садике Зернышко, никогда не возвращаются в исходные точки: полученный опыт открывает новые горизонты, добавляет мудрости и смелости, возвращаясь – они выходят на новые уровни, получают заманчивые предложения, начинают новые проекты, двигаются дальше и выше. Для нас очень важно работать и жить рядом с такими людьми!

Сообщество

Нас спрашивают «Как прошел сезон?» Как социальный проект мы не измеряем успех прибылью, количеством детей или другими бизнес KPI. Зернышко существует независимо от авиакомпаний, отменяющих рейсы, правительств, проводящих денежные реформы, землевладельцев, повышающих аренду. Потому что Зернышко и Перелетная школа это сообщество. Это родители, которым не достаточно «среднего» образования, это семьи, которые готовы вкладывать в свои отношения, это люди, которым интересно учиться и развиваться. Поэтому мы измеряем свой успех зрелостью нашего сообщества: то, как мы общаемся и уважаем друг друга, то как реагируем на неожиданности и воспринимаем неопределенность, то что мы делаем и чему учимся.

театральные студии Гоа

Еще в этом сезоне было много занятий для взрослых: начиная с йоги и заканчивая Рисованием в стиле Этно-фан и флейтовым ансамблем. Мы очень рады, что проходили встречи Папа-клуба и Женский круг, что работал Английский клуб и проходили интереснейшие родительские посиделки (которые проводили известные мастера и, по совместительству, папы и мамы садика Зернышка и Перелетной школы).

дети раскрываются через интерес и уважение

Маша и Паша провели просто великолепные циклы занятий этническим рисованием и музыкальной импровизацией. К великолепным занятиям художественной гимнастики и йоги, которые вели Лена и Кристина, в этом сезоне добавились ушу и декоративное искусство, которые вели Дмитрий и Петр.  Очень было здорово, что занятия велись не только на русском, но и на английском языке – Микки вел Акройогу, а Антонио Музыку. В целом, оглядываясь назад мы видим как это хорошо, когда все занятия в одном месте, и как это правильно, когда на занятиях дети раскрываются не через давление, а через интерес и уважение.

сезон гоа 2017

Итоги

Ну, и наконец итоги этого сезона:

  • В Перелетной школе мы прошли за 19 недель (а на самом деле даже немножко быстрей) все, что положено по программе соответствующих классов. Отчеты о усвоенных знаниях проводились еженедельно, позволяя ребенку, родителям и учителю быть на «одной волне»
  • У нас было три эпохи: культура Древних майя, культура Древней Руси и школьный лагерь по культуре индейцев Северной Америки.
  • Во время Майя мы изучали звездное небо и экспериментировали со временем, читали древние рукописи и учились создавать города, изучали свои родословные и путешествовали за горизонт. Это было время глубокого погружения в математику и точные науки.
  • На Индейском лагере мы изучали легенды и учились читать язык орнамента, были вождями и развивали все свои чувства. Это было время изучения Окружающего мира и естественных наук.
  • Во время культуры Древней Руси мы выстраивали родословные Славянских богов и вместе с Богатырями проживали образ «реализовавшейся силы», ставили русские народные сказки и учились петь народные песни, тренировались быть Хозяевами, организовали ярмарку и трактир на Масленицу, готовили окрошку и изучали праздники. В этот период мы глубоко погружались в русский язык и много читали.
  • На английском языке мы учили песни и ставили спектакли, писали сочинения, ходили в ресторан и принимали гостей в школе, играли в игры и чертили план дома
  • Со старшеклассниками мы заниматься по программе средней школы (5-8 классы) – изучали алгебру и геометрию, физику и русский язык, готовились к контрольным и разбирались, зачем нам школа и о чем мы мечтаем, что умеем делать лучше всего и чему хотим научиться
  • На мастерских мы учились работать руками и взаимодействовать в группе, готовить и презентовать свой проект. Эти занятия всегда очень популярны у детей, потому что это прекрасная возможность делать что-то реальное, то, что тебе интересно и что можно использовать уже сейчас.
  • Некоторые дети пошли еще дальше – они начали вести свои занятия, а это совсем уже другой уровень. Нужно было составить программу, все делать вовремя, заботиться о подготовке и поддерживать интерес участников. А в конце не забыть подойти за зарплатой:).
  • В детском саду мы играли в подвижные игры и устраивали шествие с фонариками, слушали сказки и ставили спектакли, рукодельничали и праздновали Масленицу, ездили в гости к кузнецам и ткачам, ходили в джунгли и играли в домике. Дети очень быстро сдружились и научились играть друг с другом, старшие заботились о младших и помогали взрослым. А еще в садике мы много пели, и даже дома дети продолжали петь.
  • В Папа-клубе мы обсуждали с отцами, как научить детей не бояться мечтать, а на родительских встречах слушали лекции по Human design, аюрведическим принципам питания, воспитанию детей и созданию развивающего пространства.
  • Для мам с малышами проходили занятия в Мамином садике, на которых мы играли в пальчиковые игры и пели потешки, рукодельничали и наполняли малышей своей любовью, подготавливая к переходу в детский сад
  • Всей семьей смотрели классику кино и обсуждали увиденное, ходили колядовать и выступали ансамблем на концерте, ставили спектакли и обсуждали опыт создания образовательных проектов

секции кружки для детей в Гоа

Сезон длится чуть больше 100 дней, но каждый из этих дней особенный, не похожий на остальные. За эти 100 дней происходит столько всего, что в других условиях в другом месте этого хватило бы на все детство. Это особенный, незабываемый опыт, который задает новый уровень жизни и отношений.

В следующем сезоне Зернышко и Перелетная школа откроются в ноябре, а в октябре будут как обычно мини-классы и мега-проекты… Ищем единомышленников и зовем присоединиться к команде – подробности читайте в Сотрудничество Гоа 2017-18.

UPD: Сезон завершился! Отчет о сезоне Гоа 2017-18 читайте здесь ⇒

Еще по этой теме:

Еще интересные статьи: